4.3. Феноменологический подход в социальной работе

  Изучение социальных взаимодействий невозможно без учета взаимовлияния объективного (структурного) и субъективного (интенциального) миров. С позиции субъективного подхода к миру теория социальной работы опирается на феноменологическую методологию. Феноменологическая ориентация на понимание мира, диалог и посредничество дает возможность анализировать процессы как внутри относительно стабильных сообществ, так и внутри групп, находящихся в процессе развития, и формировать субъект-субъектные отношения в социальной сфере.
  Феноменологический способ познания мира делает акцент на безграничных возможностях людей в «социальном конструировании реальности» (П.Бергер, Т.Лукман). Взгляд феноменологии направлен на индивидуальное создание мира в нашем сознании, на субъективные аспекты человеческого поведения. Познавая предметный мир, человек конструирует его в своих мыслях, действиях и коммуникации. Изменение присваиваемых объектам смыслов изменяет внутренний мир человека, его действия и ведет к существенным социальным переменам (60. С.24).
  Упорядочивая в своем сознании смыслы и значения повседневной жизни, индивид формирует образ «Я» как систему представлений и отношений к себе, образ другого человека и образ мира в целом. В результате в рамках жизненной практики реализуется личностное самоосуществление и обретается социальная уверенность.
  Понимание поведения конкретного человека зиждется на анализе его взаимосвязей с микро- и макроокружением. При этом источник объективности заключен в порождении смыслов обычными людьми, живущими в феноменальном жизненном мире.
  Начало теории жизненного мира было положено Э.Гуссерлем. Жизненный мир у Гуссерля - это аналог понятия «социальная практика», живой мир человеческой субъективности, где люди действуют на основе привычных правил и норм. В этом мире задаются цели познания и деятельности, в нем возникает любая форма активности человека.
  Создатель феноменологической социологии А.Щюц описывает жизненный мир в качестве мира нашей повседневности, который мы меняем при помощи своих поступков и который меняет наши поступки (1. С.86). Ресурсом созидания действительности и ее познания становится здравый смысл деятеля. Щюцу принадлежит теория интерсубъективности, согласно которой жизненный мир предстает как мир непосредственной человеческой жизнедеятельности, разделяемый человеком с другими людьми и формируемый в социальных коммуникациях. Природа социального мира, таким образом, выражается в субъект-субъектных отношениях, в социальном диалоге, указывающем на степень организации повседневного знания, преодоления разногласий в понимании объектов.
  В феноменологии Щюца главная роль в конструировании и трансформации социальной реальности отводится повседневности. Это необходимая совокупность значений, которую люди интерпретируют, чтобы обрести опору в мире, создавая интерсубъективный, типизированный мир социального действия и коммуникации. Именно в повседневности возникает понимание природы социальных явлений, причем обыденное сознание может опережать в этом науку.
  А.Щюц писал о разнообразных проявлениях понимания: о вероятности понимания через самоинтерпретацию; об истинном понимании путем осознания смысла действия другого; о типизированном понимании, без которого невозможно восприятие повседневности (103. С.132-134).
  В социальной работе понимание выступает одним из основных методов анализа и преобразования социальных ситуаций в практической деятельности специалиста. Жизненный мир, в котором происходит его взаимодействие с клиентом, может быть представлен как единое природное и социокультурное пространство их совместного бытия. Поскольку объект социальной работы - это обыденный деятель со специфическим пониманием мира, важно выявить особенности восприятия и переживания человеком проблемных жизненных ситуаций и помочь ему обрести способность к их преодолению и конструированию иной реальности. При этом социальные смыслы, рождающиеся у клиента в процессе понимания и созидания мира, способны выступать как механизмы его самоорганизации.
   Задание
  Вернитесь к разделу 1.2 и приведите доказательства, что практика социальной работы может выступать средством социального конструирования общества.
  Социальный работник должен передать клиенту, желающему обрести гармонию со своим окружением, представление о повседневности как «верховной реальности», связанной с переживанием объективного существования явлений и вещей (у А.Щюца это характеризуется как «телесно-предметное переживание реальности»). Организуя на этой основе повседневное знание, человек приобретает способность к самореализации и самосовершенствованию через социальные взаимодействия, а приобретенный им специфический жизненный опыт позволяет ему сознавать значимость своих действий, понимать себя и других людей и развивать свои отношения с ними.
  Выделяют четыре аспекта проблемы понимания, проявляющихся в профессиональной социальной работе: рефлексивно-концептуальный, рефлексивно-профессиональный, актуально-ситуационный, коммуникативноличностный (63. С.92). Все они позволяют сконцентрироваться на личности повседневного деятеля и его представлениях о социальной ситуации, рождающих реальные последствия для его собственной жизни и для жизни окружающих. При этом следует помнить, что определения ситуации со стороны социального работника и клиента могут быть различными, и согласовывать эти представления в ходе решения проблемы. Развитие аспектов понимания требует от специалиста высокой компетентности и возможно лишь на основе формирования рефлексии, способствующей взаимопониманию субъектов и объектов социальной работы.
  Рефлексия - деятельность самопознания, свойство психики отражать свое собственное состояние. Одновременно это методология и форма теоретической деятельности, на которой основано понимание себя и другого человека, их взаимные представления друг о друге. Способность к рефлексии делает возможным для личности управление своей активностью на основе формирующихся ценностей и смыслов, а изучение характеристик субъектов с позиций рефлексии позволяет выявить особенности жизненного пути человека, генезиса и осуществления его жизненных сил.
  Человек в ситуации социальной работы благодаря самопознанию обретает возможность реализовать свой творческий потенциал. Самопознание рассматривается как особый познавательный процесс, объектом которого является человек, а результатом - его знание о себе. Элементами самопознания выступают самосознание, самоанализ, самонаблюдение, которые объединены в общий процесс творческого саморазвития личности (13. С.28; 28. С.5).
  Самосознание человека, понимание им себя формируется в ходе социальных взаимодействий, поэтому рефлексия порождает в ситуации социальной работы две взаимосвязанных цели. Во-первых, воспроизвести мир в себе и выразить его; во-вторых, воспроизвести себя в мире и решить социальную проблему.
  В социальной сфере в качестве самопознающих систем предстают не только личность, но и общество, где рефлексивные структуры определяют все процессы регулирования взаимодействий субъектов разных типов. Так, общество риска создает необходимость рефлексивного самоопределения как социальной самокритики, опирающейся на анализ последствий его функционирования. В социальной работе рефлексия рассматривается в качестве концепции деятельности, где выделяют следующие составляющие:
  - социокультурную, связанную с анализом социальных процессов;
  - коммуникативную, ориентированную на оптимизацию взаимодействий специалиста и клиента;
  - экзистенциальную, связанную с исследованием социальнопсихологических особенностей группы и личности;
  - интеллектуальную, ориентированную на проектирование инновационных форм практики;
  - личностную, связанную с самоанализом и проектированием саморазвития (75. С.154-155).
  Рефлексивно-концептуальный аспект проблемы понимания в социальной работе касается каждого повседневного деятеля: и субъекта, и объекта этого особого вида деятельности. Речь должна идти не только о понимании людьми друг друга, но в первую очередь - о понимании себя самого, своих жизненных смыслов.
  Другой, рефлексивно-профессиональный, аспект понимания выступает как способ профессиональной деятельности специалиста, который пытается научить этому клиента.
  Следующий, актуально-ситуационный аспект понимания учит исходить из реальной социальной ситуации клиента и способствует индивидуализации понимания его жизненных трудностей.
  Наконец, коммуникативно-личностный аспект понимания фокусирует внимание на организации общения специалиста с конкретным клиентом, позволяет в ходе интеракции выявить нужный подход, позволяющий решить его проблему.
  Задание
  С помощью материала раздела 1.1. объясните, как связаны рефлексия и сознательный характер деятельности в социальной работе.
  Феноменология как способ постижения жизненного мира позволяет конструировать модели социальной работы, которая затрагивает сферу межличностной коммуникации, проблемы человека и малой группы как субъектов и объектов понимания. Тем самым раскрывается значение гуманистических идей для личности и ее обыденной деятельности, открываются новые возможности для социального выбора клиента.
  Движущей силой для работника социальной сферы должно являться его нравственное начало, которое призвано соединить рациональность в деятельности специалиста и проявления его духовности в жизненном мире. Воплощенное в социальные действия, оно способствует возникновению отношений социальной помощи и поддержки. Но получить гуманистические идеи специалист может лишь из повседневного опыта благодаря «напряженно-бодрствующему», по А.Щюцу, состоянию сознания и собственным усилиям. Только таким образом возможно «вживаться» в реальные социальные ситуации людей, исследовать мир их понятий и действий и вовлекать клиентов в процесс позитивных изменений через сходное определение значений символов, обеспечивающих взаимодействие в социальной работе.
  Задание
  Изучите главу I книги П.Бергера и Т.Лукмана «Социальное конструирование реальности» и подготовьте к практическому занятию сообщение «Концепция жизненного мира и повседневности Бергера и Лукмана и ее значение в методологии социальной работы».

Назад Содержание Вперед