4.4. Альтернативные подходы в теории социальной работы

  Альтернативные идеи в социальной работе базируются на анализе много- полюсности и многолинейности развития социальной реальности. Так как взаимодействующие объективный и субъективный миры находятся в постоянном движении, актуальным в методологии науки является изучение социальных изменений. Это обусловлено как целеполагающей активностью личности, так и синергетическими закономерностями саморазвития живых систем. В результате видоизменяется и поведение человека, и социальная жизнь в целом.
  Преобладание социальной динамики над статикой выглядит наиболее явным в обществах переходного типа, где максимально проявляется описанная Э.Дюркгеймом аномия - жизнь без легитимизированной системы правил и норм (20). На уровне институтов она проявляется в виде дезорганизации и хаоса, а на индивидуальном уровне - как дезориентация и ощушение недостатка актуальных навыков. В обществе увеличивается рискогенность, девиация, нарастает социальная дифференциация и поляризация интересов людей, сокращаются возможности формального и неформального социального контроля. Следовательно, центром внимания науки становятся процессы, связанные с нестабильностью, маргинальностью, девиантным поведением.
  Более узкое понимание аномии предложил американский социолог Р.Мертон, определив ее как специфическое расхождение между ценностями общества, закрепленными в его культуре, и социальными нормами, институционализированными социальной структурой. Соответственно, для групп, социальное положение которых не позволяет воспользоваться одобряемыми нормой средствами, навязанные культурой ценности и доступные способы их достижения входят в противоречие, стимулируя девиантное поведение (36).
  Аномическое состояние общества углубляется в периоды кризиса и деформации социальных отношений, нарушающих социальные связи между людьми, что вызывает к жизни различные формы девиации.
  Поскольку современное российское общество может быть охарактеризовано с позиций теории аномии, система социальной работы призвана постоянно взаимодействовать с различными девиациями, выступающими одной из реакций индивида на аномические процессы. Пытаясь выработать способы поведения в условиях всеобщего риска, человек зачастую демонстрирует неспособность адаптироваться к быстрым социальным переменам. Вместо конформизма - принятия норм и ценностей среды, он демонстрирует иные поведенческие реакции, поэтому социальное большинство определяет его поведение как девиантное. Девиация, соответственно, является важной проблемой для теории и практики социальной работы.
  Девиация - поведение, не совпадающее с общественными нормами и ценностями, имеющими отношение к человеку или к ситуации, в которой он действует. Компонентами девиации американский социолог Н.Смелзер считает людей, которым свойственно определенное поведение; групповую норму как критерий оценки поведения; других людей, группы и организации, которые реагируют на это поведение (68. С.203). Девиантное поведение выполняет ряд функций. Основными явными функциями девиантного поведения исследователи называют следующие:
  - компенсаторная функция, связанная с возмещением недостатков в деятельности социальных институтов;
  - коммуникативная функция, способствующая общению людей; ритуальная функция, когда девиантное поведение выступает частью ритуала, принятого в данной общности;
  - статусная (престижная) функция, при которой девиация выступает показателем определенного положения в обществе;
  - протестная функция, позволяющая человеку выражать недовольство существующим состоянием дел.
  Важнейшие латентные функции девиации:
  - сигнальная, указывающая на имеющуюся проблему и предупреждающая о необходимости ее разрешения;
  - интегративная, способствующая объединению людей для противостояния или помощи лицам с девиантным поведением;
  - уточняющая или изменяющая социальные нормы, регулирующие социальное поведение;
  - «защитного клапана», т.е. функция защиты общества от социальных катаклизмов путем частичного снятия социальной напряженности в определенной сфере (76. С.52-54).
  В социальной работе знание функций девиантного поведения позволяет проявить максимальное внимание к личности и ее поведению с тем, чтобы обеспечить дифференциацию подходов к клиентам и придать их активности позитивное направление.
  С помощью понятия «девиация» описывают не только социальное поведение, но и относительно устойчивое и распространенное социальное явление, связанное с социальными отклонениями. Девиация является свойством социального мира, формы ее проявления многообразны и коренятся в особенностях взаимосвязи человека с окружающей его социальной средой.
  Источником девиации служит социальное неравенство, объективно проявляющееся в социальной дифференциации и ведущее к принципиальной не- устранимости социальных отклонений. Авторы современных концепций девиации, в первую очередь, социологических (И.Гофман, Э.Лемерт, Г.Беккер и др.), рассматривая природу и причины девиации, обращают особое внимание на социальную реакцию общества и группы на девиантное поведение.
  В социальной работе следование принципу социальной справедливости как меры равенства - неравенства вызывает необходимость в создании работающих программ социальной ответственности за дисфункции общества, эффективных систем социальной профилактики и социального контроля над конкретными проявлениями девиации.
  Задание
  Определите с помощью материала раздела 2.1. значение функции социального контроля в социальной работе для преодоления последствий одной из форм негативного девиантного поведения (на выбор).
  С позиции современной науки теория девиации изучает не только социальную патологию (пьянство и алкоголизм, наркоманию и токсикоманию, делинквентное, т.е. преступное, поведение, суицидальное поведение и пр.), но и позитивные социальные отклонения - социальное творчество, служащее средством прогрессивного развития социальных систем.
  Этот аспект девиантного поведения особенно актуален для отечественной социальной работы. Так как позитивные и негативные социальные отклонения тесно взаимосвязаны, что объясняется разнонаправленной активностью в поведении отдельных личностей и социальных групп; минимизация последствий того или иного вида социально-негативной девиации в социальной работе должна сочетаться с развитием позитивных социальных изменений. Для этого специалисту следует поддерживать разнообразные виды социального творчества, проявляющиеся в деятельности людей (в социально-экономической, социально-бытовой, социально-духовной и других областях). Позитивно направленная активность специалиста здесь выступает в единстве с активностью клиента, что содействует развитию его индивидуальности.
  Задание
  Обратитесь к разделу 1.3. и объясните, как специалист на основе кли- ент-центрированной модели социальной работы может добиться развития творческих видов девиации человека.
  Проявление девиаций в социальной практике создает уникальные ситуации, требующие особых способов познания. Они заключены в социокультурной парадигме знания о современном обществе - постмодернизме.
  Постмодернизм, влиятельная теоретическая концепция и социокультурное течение конца ХХ в., возник как интеллектуальная реакция на социальную трансформацию. Он представляет собой попытку объяснения формирующегося в постиндустриальном обществе социального порядка, связанного с новой системой ценностей, с действиями личностей, мотивированных в том числе и нематериалистически (100. С.8).
  С одной стороны, эпоха постмодерна характеризуется глобализацией социальных связей в мировом сообществе, а с другой - признанием полистилич- ности, плюрализации жизненных миров, неповторимости и значимости каждого человека, ведущего в процессе самообновления постоянный диалог с самим собой. Культура и социальная структура в современном мире становятся мозаичными, развивается символическое производство и потребление, происходит дифференциация людей по жизненным стилям.
  В центре внимания науки оказывается спонтанная активность самоорга- низованных акторов, способ существования которых в социальном пространстве - игра смыслов, свободное творчество и принятие другого. Большое внимание уделяется мифам, несущим в себе ценности и смыслы и влияющим на мышление и поведение людей. Исследованию подлежит повседневный человеческий опыт с его взаимообусловленными составляющими - неопределенностью, маргинальностью, выбором и риском.
  В связи с этим постмодернизм, методологические стратегии которого задали Ж.-Ф. Лиотар, Ю.Хабермас, Р.Рорти, Ж. Деррида и другие, признает научную и практическую множественность и альтернативность развития, интерпретируя научную картину социальной реальности в виде одной из возможных точек зрения, ограниченной практическим ракурсом. История общества предстает как фрагментарный и текучий процесс, главным объектом исследования провозглашается уникальное событие, а его целью - самопознание человека. Соответственно, процесс бытия, связанный с толерантностью, саморефлексией, личностной активностью, становится более важным, чем его результат (6. С.7- 10; 98. С.33-34].
  Социальная работа идейно близка постмодернизму, который выступает в ней как стиль действия и познания. С точки зрения анализа усложнившегося социума, возможно обращение к множеству теорий, интерпретирующих человеческие действия. Соответственно, возникает полипарадигмальное понимание теории социальной работы, концепции которой являются частными теориями, не претендующими на универсальность. Особое внимание уделяется информационным, эмоциональным, этическим компонентам действительности как ресурсам профессиональной деятельности.
  Идеалы постмодерна - альтруизм, чуткость, неподавление, адаптация, принятие другого человека, внимание к среде и к повседневности, признание взаимосвязи между нравственными и социальными проблемами, в социальной работе реализуются в виде внимания к уникальным особенностям людей и ситуаций их жизни, к их непредсказуемости, к их действиям, в том числе и девиантным.
  Основной акцент в практике социальной работы переносится с количественных на качественные изменения, на постижение стилевых форм жизни клиента как систем повседневной практики, уникальных способов его обучения, работы, отдыха. Отношения между объектом и субъектом в теории социальной работы эпохи постмодерна трактуются как сложные по форме и по содержанию, а решение социальных проблем связывается с множественными смыслами, имеющимися у клиента, и смыслами самих проблем, которые приобретают абсолютную ценность. Процесс взаимодействия с клиентом, работа со случаем приобретает все большую значимость, возникает необходимость в восприимчивости к аномии, маргинальности, отчуждению как индивидуальным жизненным моделям.
  Особое значение имеет работа в микросоциуме, т.к. основное внимание человек уделяет социальным микроидентичностям - он отождествляет себя с семьей и ближайшим социальным окружением, нуждаясь в эмпатии, поддержке родных и близких. Одновременно при изменении личных идентификаций, которые в обществе постмодерна становятся все более незавершенными, основания коллективных действий могут размываться, поэтому ставится под сомнение возможность выработки универсальных принципов социальной зашиты, а ее эффективность связывается с усилением адресности, оперативности и гибкости.
  Взаимодействие со специалистом с точки зрения постмодернизма выступает как социальное партнерство, в котором трактуются и изменяются личностные смыслы и создается социальная реальность. Растет значение горизонтальных взаимозависимостей между людьми в преодолении социальной экс- клюзии.
  Задание
  Дайте определения понятий социального партнерства и социальной экс- клюзии, обратившись к словарю основных терминов.
  Специалист здесь выступает в качестве защитника, организатора самопомощи клиента, а последний, будучи полноправным субъектом, имеет право активного выбора и участия в решении своих проблем. Он становится конструктором собственной реальности, создавая новые способы поведения в зависимости от меняющейся жизненной ситуации. Постмодернизм ставит для российской социальной работы и задачу на будущее - речь должна идти не только о создании условий выживания человека, но о качестве жизни, достойном личности.

Контрольные вопросы и задания

  1. Почему философское знание интерпретируется как основополагающее в методологии любой науки?
  2. Какова роль психологии в создании методологического фундамента социальной работы?
  3. Почему основные методологические предпосылки теория социальной работы черпает из социологии?
  4. На основе знаний, полученных в курсе истории социальной работы, изложите идеи первых теоретиков в области социальной работы - Д.Ш.Лоуэлл, М.Ричмонд, Д. Адамс, Б.Рейнольдс и др.
  5. Каковы особенности объективного и субъективного подходов к познанию мира в методологии социальной работы?
  6. Можно ли говорить о противоположности объективного и субъективного подходов к познанию мира?
  7. Докажите, что теория социальной работы носит системный характер.
  8. Изобразите систему социальной работы с индивидуальным клиентом в виде схемы.
  9. Примените системный подход к описанию конкретной социальной проблемы в ситуации социальной работы.
  10. В чем состоит связь синергетики с теорией систем?
  11. Раскройте основы социолого-синергетического подхода в теории социальной работы.
  12. Назовите главное отличие социальной синергии от синергетических процессов вне общества.
  13. Каковы предпосылки конструирования специалистом феноменологических моделей социальной работы?
  14. Приведите пример саморефлексии клиента в трудной жизненной ситуации.
  15. Объясните, как составляющие рефлексии проявляются в практике социальной работы.
  16. В чем состоит специфика каждого из аспектов проблемы понимания в социальной работе?
  17. На основе знаний, полученных в курсе социологии, укажите на основные различия в понимании аномии Э.Дюркгеймом и Р.Мертоном.
  18. Приведите примеры реализации функций девиантного поведения в системе мишеней социальной работы.
  19. Как можно использовать знания о функциях девиантного поведения для развития социального творчества клиента?
  20. Объясните сущность полипарадигмального характера современной теории социальной работы.
  21. Укажите на связь идеалов постмодернизма и принципов практики социальной работы.
  22. В чем состоит содержание функции социального контроля в социальной работе с позиции постмодернизма?
  23. Дайте характеристику высокопрофессионального социального работника эпохи постмодерна.

Назад Содержание Вперед