§ 4. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации

  В федеративных государствах действуют два вида конституций - федеративная конституция и конституции субъектов. Так, в США действует федеральная Конституция 1787 г. и 50 конституций штатов; в Швейцарской Конфедерации действует новая Конституция Конфедерации, принятая 18 апреля 1999 г., вступившая в силу с 1 января 2000 г., а также 23 конституции кантонов и 3 конституции полукантонов; в Союзе ССР, кроме Союзной Конституции 1977 г., действовали 15 конституций союзных республик и 20 конституций автономных республик.
  Федеративная природа России обуславливает действие на её территории Конституции Федерации и 21 конституции республик в составе Российской Федерации. Кроме того, особенность Российской Федерации в том, что входящие в её состав края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, а их по состоянию на 10.01.2009 года - 83, являясь субъектами Российской Федерации, имеют свои уставы, действующие в качестве основных законов. Совокупность действующих в Российской Федерации Конституции самой Российской Федерации, конституций республик и уставов иных субъектов Российской Федерации, образуют конституционную систему, которая выступает формой выражения федеральной государственности и государственности субъектов Российской Федерации.
  В части 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации установлено: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство». А в п. «а» ст.72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что обеспечение соответствия конституций республик и уставов иных субъектов Конституции Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. Как эти положения, так и положения других статей Конституции Российской Федерации (часть 2 статья 4, часть 1 статья 15 и др.) подтверждают верховенство Конституции Российской Федерации на всей её территории.
  Целью установления отмеченных требований является создание условий для обеспечения механизмов функционирования Российской Федерации как единого государства, выражающего интересы исторически объединившихся в него народов, обеспечение реализации демократических принципов организации институтов власти и прав граждан на всей территории Российской Федерации. Вне рамок этих целей за её субъектами обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституций и уставов. Это гарантирует за ними право отражать специфику своей государственности, исторические, национальные и иные особенности их развития.
  Что характерно, для конституций, уставов субъектов Российской Федерации:
  во-первых, статья 66 Конституции Российской Федерации устанавливает, что статус субъекта определяется Конституцией Российской Федерации, конституцией республики или уставом иных субъектов Российской Федерации. Конституции, уставы субъектов Российской Федерации - это, следовательно, учредительные по своей юридической природе, определяющие государственно-правовой статус соответствующего субъекта акты. Конституции и уставы, будучи учредительными по своему характеру, определяют государственно-правовую организацию соответствующего субъекта и образуют основу законодательства по вопросам его исключительного ведения субъекта Российской Федерации;
  во-вторых, учредительный характер основных законов субъектов Российской Федерации предопределяет и круг общественных отношений, которые регулируются нормами основных законов. В то же время и конституции, и уставы субъектов должны отвечать определенным требованиям, которые способствовали бы сохранению единства и целостности федеративного государства:
  требование первое состоит в том, чтобы конституции и уставы субъектов соответствовали Конституции Российской Федерации, основополагающим принципом конституционного строя, сформулированных в первой главе Конституции Российской Федерации;
  требование второе относится к пределам самостоятельности субъектов в конституционно-уставном правовом регулировании. Наряду с общими чертами, которые присущи конституциям и уставам всех субъектов, конституции и уставы многих субъектов Российской Федерации отличаются и от Конституции Российской Федерации, и друг от друга не только территориальными масштабами действия, то есть пределами собственной территории, но и в целом ряде случаев объектом правового регулирования, 90 что отражает не только их исторические и национальные особенности, но и определенные политические амбиции. Особенности нормативно-правового регулирования конституций и уставов субъектов Российской Федерации, их самостоятельность проявляется, главным образом, в следующих направлениях: субъекты самостоятельны в выборе наименования субъекта; в наименовании законодательного (представительного) органа государственной власти в определении их структуры; в наименовании высшего должностного лица; самостоятельность субъектов Российской Федерации в организации и деятельности своих органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничена требованиями соответствующих федеральных законов. Основные законы субъектов проводят в жизнь принцип разделения властей; все субъекты самостоятельно решают вопрос о своей символике, устанавливая свои национальные гербы, флаги, гимны; самостоятельно принимают решения по вопросам административно-территориального устройства;
  в-третьих, конституции и уставы субъектов Российской Федерации в отличие от иных нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов, не могут считаться простой разновидностью правовых актов, принимаемых этими органами. Конституции, уставы субъектов Российской Федерации имеют высшую юридическую силу в системе правовых актов соответствующих субъектов Российской Федерации. Высшая юридическая сила основных законов субъектов в формальном смысле проявляется в том, что их нормы всегда имеют приоритет над положениями иных нормативных правовых актов, а тем более актов органов исполнительной власти; законы или подзаконные акты государственных органов субъектов Российской Федерации должны приниматься предусмотренными в основных законах органами и по установленной процедуре; высшая юридическая сила основных законов субъектов в материальном смысле состоит в том, что нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу (во всяком случае - не противоречить) нормам основных законов.
  Верховенство основного закона в целом ряде случаев обеспечивается его собственными нормами.
  В-четвертых, для основных законов субъектов Российской Федерации характерен особый порядок их судебной проверки. Согласно пункту «б» части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик, уставов, а также и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  Особенности конституций, уставов субъектов Российской Федерации как учредительных по своей природе нормативных правовых актов, их отличие от других нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации предопределяют и различие в порядке их судебной проверки по содержанию на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральным законам, которые, основываясь на конституционных нормах, непосредственно затрагивают статус субъектов Российской Федерации.
  Так, процедура проверки соответствия конституций, уставов субъектов Российской Федерации, установленная Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» также свидетельствует об их особой правовой природе. Такие дела разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации исключительно в пленарных заседаниях (пункт 1 части 2 статьи 21 Федерального конституционного закона).
  За Генеральным прокурором Российской Федерации, в соответствии с названным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года, сохраняется возможность обращения в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке соответствия Конституции Российской Федерации конституций и уставов субъектов Российской Федерации.
  Субъекты Российской Федерации, в соответствии со ст.27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», могут предусматривать специальный порядок проверки принимаемых ими нормативных правовых актов на предмет их соответствия своим основным законам.

Контрольные вопросы и задания

  1. Определите основные этапы конституционной истории?
  2. В чем состоит предмет конституционного регулирования? Сформулируйте понятие и выявите сущность конституции.
  3. Какие критерии используются для классификации конституций, каковы виды конституций, к какому классификационному виду относится Конституция Российской Федерации?
  4. Каковы этапы развития Конституции Российской Федерации? В чем различие основных черт и свойств Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937 и 1978 гг.?
  5. Что лежало в основе изменений и дополнений Конституции (Основного закона) РСФСР (Российской Федерации - России) 1978 года?
  6. Каковы особенности подготовки, принятия и вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 г.?
  7. Каков порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок?
  8. Что такое толкование Конституции?
  9. Какова структура Конституции Российской Федерации 1993 г.? Дайте определение понятия Конституция Российской Федерации.
  10. Каковы юридические свойства и основные функции Конституции Российской Федерации 1993 года?
  11. Каковы основные формы реализации Конституции Российской Федерации?
  12.Что означает и как соотносятся конституционный контроль и конституционный надзор в Российской Федерации? Что такое правовая охрана Конституции?
  13. Какие объекты конституционного контроля определены в Конституции Российской Федерации?
  14. В чем особенность содержания Конституций республик и уставов других субъектов в составе Российской Федерации и как они соотносятся с Конституцией Российской Федерации?

Назад Содержание Вперед