3.3. Экологическая политика Японии

  Природоохранная политика Японии по своей сути напоминает политику западноевропейских стран. Среди эффективных черт японской природоохранной политики следует назвать:
  • инициативы местных органов власти в сфере охраны окружающей среды, активно поддерживаемые населением;
  • разработку и широкое применение новых, экологически чистых технологий благодаря привлечению частного бизнеса;
  • четко функционирующую государственную систему экологического регулирования, сформированную под воздействием общественного экологического движения 60-70-х годов (движение экологического протеста было связано с заболеваниями, вызванными загрязнением окружающей среды: «болезнью Минамата» (отравление метаном и ртутью), болезнью «итай- «итай-итай» (отравление кадмием), астмой Ехати (астма вследствие загрязнения воздуха, вызванного деятельностью нефтехимического комбината)).
  Последний фактор стимулировал возникновение природоохранного законодательства Японии. Начиная с конца 60-х годов была принята целая серия нормативных актов, среди которых Закон об охране окружающей среды, Основной закон о контроле за загрязнением, закон об охране воздушного бассейна, закон об охране водных ресурсов и др. В 1971 году в Японии было создано Управление по охране окружающей среды, призванное обеспечить координацию деятельности различных министерств в экологической сфере, однако на практике его функции достаточно скромные.
  Префектуры Японии имеют свои законы по охране окружающей среды и собственные экологические программы. Заслугой местных органов самоуправления в решении экологических проблем стало заключение добровольных соглашений с компаниями о контроле за загрязнением. В Японии, как и в большинстве стран Запада, в контроле за состоянием окружающей среды активно задействованы (наряду с центральными и местными органами власти) многочисленные подразделения, созданные в промышленных компаниях.
  Формирование природоохранного механизма Японии тесно связано с принципом «загрязнитель платит», в результате чего промышленные предприятия были вынуждены разрабатывать технологии по контролю за экологической обстановкой. В случае несоблюдения экологических стандартов было предусмотрено привлечение к уголовной ответственности. Загрязнитель также в соответствии с Законом о компенсации ущерба для здоровья в связи с экологическим загрязнением должен оплачивать пострадавшему населению лечение специфических заболеваний.
  В настоящее время в проведении экологической политики Япония сочетает административные и экономические методы регулирования. К административным мерам относятся: введение стандартов качества продукции и окружающей среды; экологическая экспертиза; соглашения между местными органами власти и предприятиями о контроле за загрязнением; система арбитража экологических конфликтов. Следует также отметить, что в Японии одни из самых строгих в мире нормативов по загрязнению атмосферы, превосходящие в 2-3 раза аналогичные параметры в других странах. Экономические меры включают: платежи за природные ресурсы (они идут на финансирование экологических проектов); налоги на источники выбросов серы, налоги на потребителей бензина, повышен налог на покупку земель в окрестностях городов и др. С другой стороны, поощряются предприятия, использующие экологически чистые технологии.
  Япония не считает неизбежным противоречие между экологическим регулированием и экономическим ростом. Страна использует экологотехнологический подход к обеспечению экологически безопасного развития - так называемое «спасение с помощью науки», активно финансируемой государством.
  С середины 90-х годов Япония активно присоединилась к международному экологическому сотрудничеству подписанием соглашений по сохранению озонового слоя Земли и Конвенции по климатическим изменениям, финансированием отдельных экологических проектов развивающихся стран и др. В то же время требует корректировки позиция Японии относительно снижения выбросов углекислого газа, учитывая, что страна принадлежит к первой пятерке стран, ответственных за потепление климата.

Назад Содержание Вперед