3. Характеристика коммуникативной стороны общения
В процессе общения люди обмениваются различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т. д. Все это может быть рассмотрено как разнообразная информация, и в этом случае общение предстает перед нами как коммуникативный процесс.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается в следующих процессах:
- обратной связи;
- наличия коммуникативных барьеров;
- существования различных уровней передачи информации.
Обратная связь представляет собой информацию, содержащую реакцию реципиента (лица, получающего информацию) на поведение коммуникатора (человека, передающего информацию). Цель предоставления обратной связи - помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей. Передача обратной связи может осуществляться разными путями: прямой и косвенной. В первом случае информация, поступающая от реципиента, в открытой и недвусмысленной форме содержит реакцию на поведение говорящего. Косвенная обратная связь - это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации в виде риторических вопросов, насмешек, иронических замечаний, неожиданных для партнера эмоциональных реакций.
Коммуникативный барьер. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только и не столько обменяться информацией, а добиться ее адекватного понимания партнерами. От чего же зависит адекватность восприятия информации? Одна из причин - наличие или отсутствие коммуникативных барьеров. Это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается, теряет изначальный смысл или вообще не поступает реципиенту.
Коммуникативные барьеры могут быть барьерами непонимания, социально-культурного различия и барьеров отношения.
Причины возникновения барьера непонимания:
1) погрешности в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй речи, обладают невыразительной быстрой речью, речью-скороговоркой и речью с большим количеством звуков-паразитов;
2) наличие семантического барьера непонимания, связанного с различиями в системах значений участников общения, что приводит к различию в понимании понятий и явлений. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов;
3) наличие стилистического барьера, возникающего при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и т. д.;
4) наличие логического барьера непонимания, возникающего в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательств.
Причины барьера социально-культурного различия:
Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста. Большое значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к человеку часто объясняется его низкой авторитетностью.
Барьеры отношения - это уже чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
Таким образом, любой психологический барьер - это, прежде всего, защита, которую выставляет реципиент на пути предлагаемой им информации.
Уровни обмена информацией в процессе общения
В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровне.
На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Однако в общение включены и другие знаковые системы, в целом называемые невербальной коммуникацией. Сюда относятся оптико-кинестезическая и акустическая системы.
К оптико-кинестезическои относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка, контакт глаз и т. д. Именно к анализу этих невербальных средств чаще всего прибегают, когда не доверяют словам партнеров. Кроме того, с их помощью происходит передача обратной связи партнеру по общению.
К акустической системе относятся качество голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударении, предпочитаемые им. Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапления в речь - паузы, покашливания, смех и др.
Назад | Содержание | Вперед |