4.3. Особенности налогообложения в исламской экономике
Хотя в исламе нет формальной налоговой системы, но в соответствии с религиозными требованиями, Аллах создал богатство для распределения его среди верующих. Однако богатство не может равномерно распределяться, а мусульманин имеет право на часть богатства, чтобы достичь определенного уровня жизни.
Эти обязательства и служат для взимания налогов в исламском мире, с помощью которых достигается более равномерное перераспределение ресурсов между различными группами с целью поддержания социальной стабильности. Это достигается с помощью «закята», налога взимаемого в пользу бедных. Закят не является налогом в строгом обычном понимании этого термина, чего скорее можно назвать религиозной обязанностью. Этот налог является одним из пяти «столпов»ислама и не считается непосильным для верующего. Закят включает в себя милостыню. Закят должен передаваться непосредственно от богатых к бедным.
Закят означает «очищать». Выплачивать закят - это очищаться от грехов. Поэтому по мнению шиитов, должно быть указана точная цель закята. Он не должен идти на общественные нужды, а передаваться непосредственно от богатых к бедным.
По мнению сунитов собирать и распределять закять должно государство.
Закят - форма обязательного налога. Они должны храниться в государственной казне - байт-ал-мал и использоваться в соответствии с его планами.
В Коране также говорится о таких налогах как «аль-джизья» и «харадж».
«Аль-джизья» это налог, взимаемый с немусульман в мусульманских странах (за исключением женщин и детей). Необходимость взимания налога «джизья» обосновывается тем, что немусульмане должны платить как наказание за свое неверие и защиту, представляемую им мусульманским государством, немусульмане же не отбывают воинскую обязанность, так как защита страны - религиозный долг мусульманина. Из-за того, что немусульмане не выплачивают закята, исламский закон предписывает им делать свой вклад, равный исламскому налогу.
Размер джизьи зависит от платежеспособности немусульман. Различают три группы: бедняки, средний класс и богатые. Джизья является регрессивным налогом. С богатых берется не более 0,5% от размера состояния, у среднего класса - 12%, а с бедных составляет еще большую сумму.
В отличие от этих налогов «харадж» - нейтральный налог: он может взиматься и с мусульман и с немусульман, в зависимости от статуса земли (захваченная земля считается военным трофеем, но если землевладельцы не оказывали сопротивления и не было никакой борьбы, земля не конфисковалась, землевладельцы взамен должны платить налог)
Исторически, принадлежавшая арабам земля освобождается от хараджа: с нее взимается ушр - десятина, налог с продуктов земледелия. Величина ушры в зависимости от плодородия земли составляет от 5 до 10%.
Харадж можно разбить на две части: поземельный налог, основой которой является налог на имущество и налог на доход.
Величина дохода от налога на имущество исчисляется исходя из размера земельной собственности, качества почвы, системы орошения, количества деревьев и т.д. Подоходный налог является пропорциональным (от 20 до 50%), в зависимости от величины урожая и уровня рыночных цен.
Объем хараджа определяется в соответствии консенсуса (иджма) между четырьмя религиозными правовыми школами (шафинитстской, ханафитстской, ханбилатской и маликатсткой) и экономической ситуацией в стране.
В соответствии с мусульманским правом поступления от налогов, разрешенных Кораном, составляют доход государства, который аккумулируется в байт-ал-мал (араб. - дом. имущества) в современном понятии - казначейство.
Источниками пополнения «байт-ал-мал» являются закят, джизья (налог с иноверцев), харадж (налог на собственника земли) садака (добровольные пожертвования) отчисления от добычи с приисков, часть торговых сборов, таможенных пошлин, штрафов, доходы от вакуфного имущества и все другие доходы, которые согласно шариату не подлежат передаче в частную собственность. Денежные средства, хранящиеся в государственной казне - «байт-ал-мал» должны использоваться государством в соответствии с его планами, в том числе и для удовлетворения общественных потребностей.
Вопросы для самопроверки
1. Что служит обязательством для взимания налогов в исламском мире?
2. В чем заключается польза «закята»
3. О каких налогах говорится еще в Коране?
4. Что такое «байт-ал-мал»?
Назад | Содержание | Вперед |