4.2. Институт собственности в Исламе

  Современное мусульманское право вопросам собственности придает важное значение. Вместе с тем правовая оценка имущества в исламе зависит от религиозных критериев. В соответствии с Кораном, Аллаху принадлежит все богатство. Человек лишь поверенный управляющий всевышнего, который владеет всем имуществом.
  В религиозно-философском понимании право собственности отдельного физического, юридического лица, коллектива или государства можно считать производными от власти Аллаха. Однако с юридической точки зрения это право самостоятельно и возникает только в том случае, когда субъект реально овладевает соответствующим имуществом, пользование которым шариат допускает.
  Среди категорий и понятий собственности центральным в исламе являются «маль» (имущество) и «мильк» (собственность)
  Термин «маль» встречается более чем в 90 стихах Корана, но в нем нет четкого его определения. Поэтому имеются различные мусульманско- правовые толкования понятия «маль». Например, ха нафитская школа. относит к понятию «маль» все, к чему испытывает тягу природа человека и что может сохраняться до возникновения в этом потребности. Исходя из такого подхода, современные мусульманские юристы определяют «маль» как нечто, что можно сохранять и чем допустимо владеть и пользоваться обычным естественным образом.
  С учетом этих критериев к «маль» относятся материальные ценности в их натуральной форме. По мнению большинства мусульманских правоведов «маль» означает не только физические предметы собственности, но и полезные свойства вещей в качестве особой разновидности имущества. Учет этих свойств особенно важен для определения правового статуса имущества. Так как шариат считает ценным только то имущество, которое разрешено для использования мусульманином, т.е. обладает разрешенными полезными качествами. Например, такие виды как алкоголь, свинина, оборудование для азартных игр, производства военного оружия имеют такие свойства, которые запрещены шариатом, и поэтому они лишены ценности.
  Имущества в Исламе выполняет социальную функцию. Переданная человеку собственность и, полученный от него доход должен использоваться в интересах общества и содействовать улучшению его благосостояния. При этом, чем богаче человек, тем выше его ответственность перед Аллахом за улучшение благосостояния всего общества.
  Таким образом, Коран не отменяет права частной собственности и допускает ее увеличение. Вся собственность, которой владеют люди, в соответствии с исламским законом имеет некоторые ограничения. Главное здесь то, что все в конечном счете, принадлежит Аллаху, и люди должны распоряжаться своим имуществом в соответствии с его велением. Одним из ограничений, налагаемых исламским законом состоит в том, что собственность должна быть приобретена в соответствии с нормами Корана.
  Шариат признает различные способы возникновения права собственности:
  1. Законные способы приобретения собственности:
  - Собственность приобретенная личным трудом человека (работа по найму, занятия бизнесом, торговлей, охота, рыбная ловля);
  - женщина, выходя замуж, получает свадебный дар от мужа (махр) и, кроме того, вправе рассчитывать на содержание. Ислам предусматривает и приобретение собственности по наследству;
  - малоимущие же могут получать закят или саадака (добровольную милостыню);
  В Исламе также разрешено дарение, обмен товарами (бартер)
  2. Незаконные способы приобретения собственности:
  - воровство;
  - вымогательство;
  - присвоение общественных средств;
  - завладение имуществом путем обмана (мошеничество, получение взятки).
  Мусульманское право всегда ориентировалось на рыночные ценности, к которым относятся и защита собственности.
  В Коране об этом говорится: «Не присваивайте незаконно имущество друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присваивать часть собственности других людей грешным путем» (2:188)
  Приобретение права собственности имеет целью не накопление имущества самого по себе, а его потребление для собственных нужд и расходование на помощь другим. Имущество и собственность - не цель, а средство удовлетворения интересов людей в установленных шариатом границах.
  Также согласно шариату отдельные виды имущества не могут находиться в частной собственности. К таковым относятся объекты которые служат публичным интересам (например, крупные дороги или кладбища). Вещи, призванные обеспечить первейшие жизненные потребности людей (пастбища, вода и огонь) должны находиться в коллективной или государственной собственности.
  В социальном смысле особое значение имеют предусмотренные мусульманским правом обременения собственности. Шариат при этом осуждает не богатство как таковое, не используемое накопительство, сконцентрированное в одних руках имущества, которое не используется, не находится в обороте и не приносит дохода, не расходуется в полезных целях. По этому поводу в Коране сказано: «А тем, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на дело Аллаха, возвести, что ждет их мучительное наказание» (9:34), «Расходуйте то, что даровано вам в наследство» (57:7). Из этих положений Корана возник специфический инетит исламского налогового права, как закят - обязательное пожертвование, которые состоятельные мусульмане должны предоставлять нуждающимся - неимущим, беднякам, путникам. Закят является одним из столпов Ислама, формой поклонения Аллаху.
  Размер закята составляет 2,5% от стоимости принадлежащего лицу определенного имущества, при этом то имущество, которое человек использует для своих первоочередных нужд (например, дом, в котором он проживает), не учитывается. Закят выплачивается один раз в год.
  Вместе с тем, при всей значимости свойственных социальной функции имущества исламская правовая концепция не отдает явного предпочтения коллективным формам собственности перед частными и индивидуальными. Шариатские каноны исходят не из приоритета общественной собственности, а из принципа ограничения частных прав, что придает роли государства в исламской экономике религиозно-этическое направление.
  Таким образом, ислам признает право частной собственности и в то же время защищает интересы общества, накладывая на собственника определенные моральные и этические обязанности.

Вопросы для самопроверки

  1. Расскажите о понятии «маль» и «мильк» в институте собственности ислама.
  2. Каковы способы возникновения права собственности по шариату?
  3. Что такое закят? Как он распределяется?

Назад Содержание Вперед