5.4. Объединения муниципальных образований
В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований могут образовываться объединения муниципальных образований. Однако в отличие от Закона 1995 года Закон 2003 года предписывает обязательное образование в каждом субъекте РФ совета муниципальных образований соответствующего субъекта РФ, организация и деятельность которого осуществляются в соответствии с требованиями ФЗ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям. Совет должен иметь устав. Муниципальные образования обязаны уплачивать членские взносы.
Созданный совет муниципальных образований субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность (ст. 66 Закона 2003 года).
В Ростовской области 23 марта 2006 года на базе Ассоциации муниципальных образований Ростовской области создан Совет муниципальных образований Ростовской области. В него вошли 463 муниципальных образования Дона.
Единое общероссийское объединение муниципальных образований могут образовывать только советы муниципальных образований субъектов РФ (в его состав должны войти не менее двух третей субъектов РФ). Целями его создания являются:
- организация взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ;
- выражение и защита общих интересов муниципальных образований Российской Федерации, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти;
- организация сотрудничества муниципальных образований Российской Федерации с международными организациями и иностранными юридическими лицами.
7 июля 2006 года на базе Конгресса муниципальных образований создан Общероссийский Конгресс муниципальных образований, в который вошли 79 советов муниципальных образований субъектов РФ.
С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований. Например, Союз российских городов создан в форме ассоциации и на конец 2007 года в него входило 90 городов.
Для объединения финансово-материальных и иных ресурсов муниципальные образования могут выступать участниками договорных отношений, образовывать межмуниципальные объединения, учреждать хозяйственные общества и другие организации в соответствии с действующим законодательством в форме ЗАО и ООО. Передача таким объединениям полномочий органов местного самоуправления запрещается.
Цель установления данной нормы, являющейся новеллой федерального законодательства, - расширение возможностей муниципальных образований по организации решения вопросов местного значения на основе межмуниципальной кооперации. В первую очередь эта норма направлена на обеспечение взаимодействия небольших, имеющих слабую материальную базу муниципальных образований.
Муниципальные образования могут учреждать межмуниципаль- ные печатные средства массовой информации.
Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.
На 1 января 2010 года на добровольной основе в объединениях муниципальных образований, в межмуниципальных некоммерческих организациях участвовало 20890 муниципальных образований.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы признаки муниципального образования?
2. Какими принципами и правилами должен руководствоваться субъект РФ при определении территории муниципального образования?
3. Как осуществляется изменение границ муниципальных образований?
4. В какой форме возможно преобразование муниципальных образований? Какими правилами следует руководствоваться при преобразовании муниципальных образований?
5. Каковы формы объединения муниципальных образований?
Назад | Содержание | Вперед |