3. Конституция РФ, кодифицированные и текущие законы в системе источнико в права социального обеспечения

  Конституция Российской Федерации, как Основной закон, является юридической базой для законодательства всей страны, в том числе и в области социального обеспечения.
  В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, закрепленные в главе 2, в том числе и в сфере социального обеспечения, являются непосредственно действующими. Следовательно, конституционные положения, прежде всего, обладают приоритетом перед другими нормами и, кроме того, могут применяться непосредственно в случае отсутствия другой правовой нормы.
  Основные права граждан в сфере социального обеспечения изложены в ст. ст. 38, 39, 41, 46.
  Ст. 7 определяет направленность государственной политики в области социального обеспечения.
  Единственным кодифицированным законом в сфере социального обеспечения пока являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Они касаются только одного института социального обеспечения - бесплатной медицинской помощи, но вместе с тем регулируют отношения, выходящие за рамки социального обеспечения.
  Текущие законы относятся к отдельным институтам права социального обеспечения; пенсий за выслугу лет отдельным категориям граждан (например, Федеральный закон от 29 февраля 1996 г. «О выплате пенсий за выслугу лет работникам образования, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях образования для детей»); пособий гражданам, имеющим детей (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»); пособий по безработице (Закон «О занятости населения в РФ» в ред. ФЗ от 20 апреля 1996 г.) и другие.
  По сфере действия законы могут быть федеральными, отраслевыми и местными. Федеральные законы принимаются высшим органом законодательной власти Российской Федерации - Федеральным собранием, а законы субъектов РФ - органами законодательной власти соответствующих субъектов. Согласно ст. 72 Конституции РФ (п. «ж») в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится социальная защита, включая социальное обеспечение, поэтому значение законотворческой деятельности субъектов РФ и местных органов власти в этой сфере достаточно велико.

Назад Содержание Вперед