3. Методология анализа политической ситуации
В политическом анализе подход к прогнозированию требует знания о допустимых технологиях, о случаях, в которых они приемлемы, и их ограничениях в теории и на практике. Прогноз не предсказывает будущее в прямом смысле, он лишь помогает политтехнологам или политикам приблизительно решить, выбрать и изучить политическое значение предмета исследования. Подход политического анализа к прогнозированию также придает особую важность тому, как этот прогноз будет применен политтехнологом, а не просто тому, какой именно прогноз будет осуществлен экспертами.
Политическая ситуация охватывает особо значимые явления, процессы, события политической жизни страны, региона, мира в определенный отрезок времени их развития.
Структурными компонентами политической ситуации выступают: условия и обстоятельства политической жизни (объективная ситуация); количественные и качественные характеристики субъек- тов-участников; масштаб действия, временной интервал, социальное пространство, которое она охватывает; отражение ситуации в общественном сознании и психологии людей через призму потребностей, интересов, концепций и программ (“понимаемая” ситуация как непосредственная социально-психологическая основа ориентации субъектов); уровень решаемых задач, степень их влияния на функционирование политической системы; результаты политической деятельности по решению этих проблем.
Политическая ситуация во всякой точке своего движения противоречива, а следовательно проблемна. Любое политическое действие, движущее ситуацию, предполагает, как правило, выбор одного из набора вариантов, сценариев поведения, способов решения проблемы. Этот выбор может быть сделан на однозначной или компромиссной основе. Однозначная основа - это безусловный выбор одного варианта, одного сценария из серии противоречивых вариантов. Противоречивость между вариантами может достигать в своем развитии альтернативности, требующей выбирать одну из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей по принципу “или - или”. Компромиссная основа - это действие на основе соединения позитивных моментов ряда близких или даже альтернативных вариантов, позволяющее найти оптимальный выход из ситуации, альтернативное решение которой грозит существованию целого.
Любая ситуация на уровне политической системы выражает противоречие между стабильными и динамическими тенденциями в ее границах. Ее хронологическими рамками выступают политические события, означающие начало или конец данного состояния системы.
Политическая ситуация есть прежде всего всякое новое по сравнению с предшествующим состоянием политической системы, представляющее в то же время этап в ее движении. Политический процесс может быть представлен как смена различных политических ситуаций, через которые проходит в своем движении политическая система, ее отдельные институты и другие компоненты. В этом аспекте можно утверждать, что политика движется от ситуации к ситуации, а ситуация элементарный “шаг” политического процесса.
Ситуационный анализ - это своеобразный фундамент, на котором строится все здание политического анализа. Без анализа текущего положения вещей в политическом мире невозможно ни заниматься построением прогнозов, ни принимать решения. В данном случае вполне уместна классическая аналогия со строительством обычного дома, при котором ошибки во время закладки фундамента могут привести к самым печальным результатам. Точно так же просчеты при оценке ситуации влекут за собой крайне серьезные последствия: любая ошибка в ситуационном анализе обязательно скажется на последующих стадиях политического анализа. Поэтому к анализу ситуации надо подходить с особой тщательностью.
Под политической ситуацией в политологии понимается состояние политической системы и комплекс взаимодействий между ее субъектами в определенный период времени. Исходя из этого, полный анализ политической ситуации должен охватывать взаимодействия всех политических акторов, которые в совокупности и составляют политическую систему общества, причем в текущий момент времени. Последнее обстоятельство особенно важно, поскольку анализ прошлых состояний политической системы для прикладных исследований является малозначимым. Остроактуальность ситуационного анализа является его основной чертой. Связано это с тем, что анализ политической ситуации предполагает детальное исследование состояния всей политической системы.
При составлении общего ситуационного анализа в политической науке используется два базовых подхода.
Первый предполагает расчленение политической системы на отдельные институты и рассмотрение текущего состояния каждого из них в отдельности, а затем и системы их взаимодействий друг с другом. Данный тип общего ситуационного анализа можно назвать вертикальным или институциональным, поскольку он как бы рассекает политическую систему на отдельные сегменты, а именно на основные политические институты: правительство, органы президентской власти, парламент, политические партии, общественно-политические организации, финансово-промышленные группировки в аспекте их участия в политической жизни, СМИ, отдельные социальные группы. Подобные анализы осуществляются практически всеми крупными аналитическими центрами в России и за рубежом.
Другой подход предполагает вычленение из политической системы неинституционализированных объединений, которые, тем не менее, выступают в политическом процессе как единые акторы. Данный способ можно охарактеризовать как горизонтальный или групповой тип общего анализа политической ситуации - ведь в этом случае объектом анализа являются сплоченные политические группировки, состоящие из лиц, входящих в различные институты власти.
Основной сложностью данного типа ситуационного анализа является необходимость поиска внутри политического пространства подобных влиятельных группировок-"невидимок", которые стараются не афишировать свою деятельность. При этом чтобы анализ политической ситуации был полным, необходимо выявить все наиболее влиятельные номенклатурно-политические группировки, которые, как правило, находятся друг с другом в конкурентных отношениях. Именно конфликты между номенклатурно-политическими группировками лежат зачастую в основе текущего политического процесса.
Как мы видим, данные типы анализа являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, и оптимальным при осуществлении общего анализа политической ситуации является сочетание этих двух подходов. Вертикальный и горизонтальный анализ гармонично дополняют друг друга - первый представляет собой анализ "видимых", официальных отношений в политической системе, а второй - попытку исследовать "подводные" течения политического процесса.
В практике существует также полный анализ политической ситуации, который, как правило, является относительно штучным продуктом. Это в первую очередь объясняется тем фактом, что подобная работа требует значительного количества времени, следствием чего в современных быстроизменяющихся условиях является неизбежное существенное изменение объекта анализа к моменту его окончания. В этой связи полный ситуационный анализ требует концентрации значительных аналитических ресурсов в достаточно короткий временной промежуток. Конечно, остроактуальность - неотъемлемое и необходимое условие любого ситуационного анализа, но при проведении детального анализа всей политической ситуации данный фактор приобретает особое значение. Ведь в этом случае требуется учесть в ограниченный период времени гораздо большее число факторов, чем, например, при анализе какого-либо фрагмента политической ситуации.
По этой причине перед аналитической группой, осуществляющей полный ситуационный анализ, всегда существует опасность оказаться в таком положении, что пока вся ситуация будет полностью проанализирована, объект исследования уже успеет измениться, в результате чего возникнет необходимость в анализе уже совершенно иной ситуации. В этой связи следует признать полный анализ политической ситуации работой, осуществляемой на грани теоретической и прикладной политологий - полученный результат является ситуационным анализом в относительно сжатые сроки после окончания данной процедуры, после чего проведенное исследование переходит в разряд историко-политологических, поскольку является анализом прошлых состояний политической системы.
Вследствие данного обстоятельства проведение общего ситуационного анализа требует особых аналитических ресурсов, которыми располагают далеко не все субъекты политического анализа. Поэтому гораздо большее распространение на практике получили анализы какой-либо части политической ситуации. В отличие от общего анализа, такой тип ситуационного анализа следует называть фрагментарным. Он, как общий анализ, также может быть двух типов, причем первый из них весьма напоминает институциональный анализ - он также рассматривает деятельность отдельных политических институтов, однако его объектом является лишь один из них. Отметим, что такой тип анализа, как и оба вида общего анализа политической ситуации, обычно рассчитан на несколько заказчиков, причем в ряде случаев данный круг относительно широк. Некоторые ситуационные анализы даже осуществляются или заказываются СМИ, что не противоречит сути ситуационного анализа - ведь СМИ также являются одним из субъектов политического анализа.
Более жесткую привязку к клиенту имеет второй тип фрагментарного ситуационного анализа - он связан с описанием ситуации, анализ которой необходим для решения какой-либо конкретной, локальной задачи. В этом случае нет необходимости в проведении детального анализа всей политической ситуации - ведь заказчика интересует только тот фрагмент политической ситуации, который относится к преследуемой им цели. Именно от последней и зависит выбор фрагмента политической ситуации, подлежащего анализу. Так, например, если определенная коммерческая структура ищет пути для лоббистской деятельности, то ей необходимо выяснить: каковы наиболее перспективные каналы лоббизма; определить расклад сил в органах власти (прежде всего в структурах законодательной власти, принимающей законы, и власти исполнительной, реализующей их); выявить центры принятия наиболее важных решений.
Если же, например, правительство чувствует необходимость коррекции государственной социальной политики, то в этом случае существенным представляется анализ деятельности государственных структур именно в этой сфере, изучение реакции на нее населения, его предпочтений и пожеланий, программных установок наиболее популярных оппозиционных партий, финансовых возможностей государства. При этом исследование борьбы группировок внутри структур исполнительной власти не будет уже иметь отношения к решаемой задаче.
В политологии существует и другая классификация типов политического анализа, которая выделяет проблемный и диагностический ситуационный анализ. Данная классификация проводится уже не по объектам, а скорее по задачам и целям ситуационного анализа.
Проблемный тип анализа жестко связан с определенной проблемой и всегда результируется в выработке оптимального решения - именно этот тип ситуационного политического анализа рассматривается западной политической наукой. При этом западные политологи особо отмечают, что и анализ проблемы, и разработка путей ее решения, и прогноз относительно дальнейшего развития ситуации после реализации решения - т.е. весь цикл политического анализа - осуществляется одними и теми же экспертами.
Диагностический тип анализа необходим политическому актору для того, чтобы он был осведомлен о последних действиях своих союзников и конкурентов, имел представление о потенциале своих противников, о реальной расстановке сил на политической арене, о внутригрупповой борьбе внутри правящей элиты, о настроениях среди электората, и т.д. Диагностический анализ не занимается рассмотрением уже возникших перед актором проблем, но позволяет выявить потенциальные возможности возникновения проблемных ситуаций, а также прозондировать возможность оптимизации деятельности политического субъекта на ряде направлений.
В принципе диагностический и проблемный анализ могут дополнять друг друга - если после проведения первого обнаруживается наличие незамеченной до этого проблемы, необходимо перейти к осуществлению второго с выходом на непосредственное ее решение.
В этом случае ситуационный анализ действительно является первой стадией процесса принятия политического решения.
Однако анализ вовсе не обязательно должен результироваться в политическом решении - он вполне может являться самостоятельной процедурой. Так, если при диагностическом анализе не установлены негативные факторы, способные осложнить функционирование политического субъекта на определенном направлении, то такой анализ может не сопровождаться решением. Ситуационные анализы, публикуемые в СМИ, также не ставят своей задачей сформировать информационную основу для принятия каких-либо решений, если они не носят явно заказного характера.
Наконец, принятие политического решения может вытекать из результатов ситуационного анализа, но данные процедуры будут разделены как во времени, так и с точки зрения их исполнителей, что позволяет говорить о них как о совершенно разных процессах. Практика показывает, что зачастую аналитики составляют ситуационные анализы, не имея представления о целях, преследуемых клиентом. При этом актор, получив от одной группы аналитиков диагностический ситуационный анализ, может поручить разработку решения на его основе другой аналитической группе или же попытаться принять решение собственными силами.
Особо подчеркнем то обстоятельство, что существование диагностического анализа доказывает уникальность ситуационного анализа по сравнению с двумя другими частями полного цикла политического анализа. Действительно, если ситуационный анализ может являться самостоятельной процедурой и не находить продолжения в принятии политических решений и осуществлении политического прогнозирования, то ни политическое решение, ни политический прогноз невозможны без опоры на результаты ситуационного анализа. Даже сугубо интуитивные решения предполагают осуществление пусть беглого и краткосрочного, но все же анализа ситуации. Однако при этом недостатки в проведении ситуационного анализа неизбежно скажутся на качестве политических решений и прогнозов.
Назад | Содержание | Вперед |