6.2. Урбанизация и ее социальные последствия. Современные проблемы жизни горожан

  Город можно рассматривать как материальную основу всей жизнедеятельности человека. Он обеспечивает всю жизнь человека: от родильного дома до кладбища. Город - самодостаточная система.
  Первые города возникли на заре цивилизации 5 - 6 тыс. лет назад в долинах рек Тигра и Евфрата, Нила как крепости, военно-административные центры. Их размеры и местоположение определялись возможностями доставки продуктов питания. Именно поэтому города в древние и средние века развивались почти всегда на берегах крупных рек, на морских побережьях. Фактически и жизнь современных городов во многом зависит от возможностей сельскохозяйственного производства прилегающего региона.
  Большой город для нас всегда связан с большой рекой: транспорт, источник водоснабжения, сброс канализационных вод. Кстати, есть версия, что слова «русские», «Россия» связаны со словом «русло». Славяне селились по руслам рек, а в таежной местности реки исполняли роль транспортных путей зимой и летом.
  Другим фактором, который в значительной мере определяет размеры и схемы размещения городов, является развитие транспорта. С возникновением железных дорог стала реализоваться линейная схема размещения городов, они смогли оторваться от крупных водоемов, а с появлением автомобилей градостроительство получает современный вид, реализуя концентрическую схему застройки, разделение на центральный город и пригороды.
  В настоящее время растет озабоченность специалистов по поводу неуправляемого роста сверхкрупных городов, агломераций. В социологической литературе их иногда называют раковыми опухолями планеты. В США созданы специальное министерство жилищного строительства и городского развития, комитет по проблемам городов при президенте США. Но в странах с развитыми рыночными отношениями есть такой мощный регулятор городского развития, как высокая цена на землю в больших городах.
  В СССР при ведомственном планировании и финансировании капитального строительства любой город стремился заполучить себе как можно больше крупных предприятий. Последствия таких подходов можно проследить по судьбе Красноярска, Екатеринбурга, Челябинска, Омска и многих других миллионных городов, где крайне неблагоприятная экологическая ситуация.
  В современную эпоху основным фактором возникновения и развития городов является промышленность (Ульяновск). Но могут быть и другие потребности общества. Появляются города науки, научно-производственные, научно-экспериментальные центры (Новосибирский Академгородок, Пущино, Байконур), оздоровительно-курортные центры (Сочи, Анапа), города-порты (Находка, Новороссийск).
  Сегодня главным ограничительным фактором развития городов является экология. Она же лежит в основе перехода от крупных городов к агломерациям, урбанизированным районам. Например, Московская агломерация - это десятки средних и малых городов с общей численностью населения в 15 млн человек. Качество природной среды все чаще становится приоритетом при выборе места жительства, определяет миграционные процессы.
  Каждый город выполняет определенные функции в народнохозяйственном разделении труда. На основании чего выделяют:
  1. Монофункциональные - города с преимущественно одной функцией:
  • транспортные центры ( крупные железнодорожные узлы, портовые города);
  • научные города;
  • курортные города;
  • административные центры.
  2. Полифункциональные - многоцелевые города:
  • индустриальные центры;
  • транспортные и промышленные центры;
  • города, связанные с обслуживанием сельского хозяйства, имеющие градообразующие предприятия (Ульяновск с его автозаводом и авиационным заводом).
  3. По демографическому составу встречаются города:
  • Со сбалансированным демографическим составом населения.
  • С несбалансированным составом населения:
  - преимущественно мужским или женским населением;
  - с преобладанием пожилого населения или молодежи.
  4. По численности населения выделяют города:
  • Малые - от 50 до 250 тыс. человек;
  • Средние - от 250 до 500 тыс. человек;
  • Большие - от 500 тыс. до 2 млн человек;
  • Крупные - от 2 до 5 млн человек;
  • Сверхкрупные - свыше 5 млн человек.
  По времени возникновения выделяют сложившиеся и новые городские поселения. В новых городах часто встречаются серьезные диспропорции, перекосы в социальном, демографическом развитии. Новые города чаще всего формируются в районах нового промышленного освоения. Например, с начала формирования в Западной Сибири нефтегазового комплекса в тайге и тундре было построено 25 городов.
  Урбанизация - исторически неизбежный этап расселения среды обитания человека. Ее признаки:
  • концентрация производства и населения;
  • социально-территориальные различия города и деревни;
  • наращивание искусственной сферы.
  Указанные признаки являются общими для всех формаций. Они отражают воздействие общественного производства на территориальную организацию общества. Развитие производственных сил и производственных отношений оказывает большое влияние на формы и эволюцию урбанизации общества. Для процесса урбанизации характерно перемещение огромных масс населения из деревни в город, их высокая концентрация в крупных и крупнейших городских поселениях, где образовался целый маргинальный слой так называемых лимитчиков. В итоге деревня обезлюдела, а малые города оказались вне главного направления урбанизации. Так, в 1939 году на малые города и поселки приходился 41% городского населения, а в 1996 г. - только 26%.
  Крупнейшие города продолжают расти. К началу третьего тысячелетия число городов-миллионеров увеличилось до 30 (в них проживает 28% жителей страны, в городах с численностью, близкой к миллиону - до 40%). Это обусловлено принципиальными техническими сдвигами и структурной перестройкой экономики. Переход к новым технологиям приводит к превращению городов-миллионеров в мегаполисы. В них выгоднее организовывать производство, торговлю, создавать научные, культурные, образовательные комплексы и т. п. В них выше общественная производительность труда. Мегаполисы будут расти и развиваться до тех пор и до того предела, который окажется обусловлен опять-таки общественной производительностью труда.
  Пока же рост городов требует установления жестких ограничений на выброс газов, твердых частиц, стоков промышленных и коммунальных отходов и т. п. Например, бурный, бесконтрольный рост Токио, резкое увеличение числа автомобилей в нем привели к многочасовым автомобильным пробкам. Теперь свои автомобили японцы снабжают портативными туалетами.
  Жизнь в мегаполисах необратимо изменяет человека, его восприятие природы и его психику. Это может оказаться опасным для будущего человечества. Условия жизни в крупных городах во многом противоречат генетической приспособляемости человека. На заре антропогенеза люди существовали либо большими семьями, либо небольшими общинами: каждый был на виду. Они жили в условиях не конкуренции, а взаимопомощи. Все это создало определенный психологический стереотип и тот психологический настрой, который служил источником психологического здоровья, развивал чувство единения людей с природой. Такой образ жизни сохранялся не менее двух миллионов лет.
  Теперь огромные массы людей живут вдали от природы, в квартирах - каменных гнездах; несмотря на давку в общественном транспорте каждый человек социально анонимен. Индивид борется с городской реальностью, так как она порождает то, что человеку биологически не свойственно. Пьянство, наркомания, хулиганство и т. п. - своего рода злобный протест, рождающий преступления.
  Мегаполисы - одно из проявлений общепланетарного кризиса. Преодолеть его можно только в рамках новой цивилизации, новой структуры социальных отношений и ценностей. Но идти по пути непродуманной социальной инженерии - дело рискованное. Нужны взвешенные меры. В их числе усвоение аксиомы: человек - элемент биосферы, и он может развиваться только в развивающейся биосфере. Это принцип коэволюции человека и биосферы. В третьем тысячелетии людям надо учиться жить на Земле, чтобы природа и общество могли совместно развиваться. Человек должен вписывать создаваемые им искусственные явления в биосферу, чтобы они развивали ее. Это новый кругооборот веществ должен быть согласован с возможностями природы и должен содействовать ее развитию и стабильности.
  Отсюда вытекают многие требования к созданию мегаполисов:
  • планирование жилой застройки;
  • планирование и размещение промышленных предприятий;
  • расширение парковых зон;
  • доступность и легкость контактов с природной зоной и т. п.
  Реализация принципа природной рациональности требует двух трудных, но крайне важных мероприятий:
  1. Необходимо разрабатывать перспективную схему мегаполиса, в основу которой может лечь принцип природной рациональности. Но этот принцип будет противоречить частным интересам отдельных граждан и групп лиц (прежде всего тех, кто организует производственную коммерческую деятельность), которые окажут его реализации решительное противодействие.
  2. Мегаполисом должна управлять сильная, грамотная власть, способная довести задуманное развитие города до логического конца, справившись с любым эгоизмом и преодолев любую коррупцию.
  Само функционирование городов и агломераций имеет как общие, так и специфические проблемы. Для всех них первостепенное значение приобрели адаптация приезжающих, общественная и окружающая среда, развитие современного жилища, рациональная организауия повседневной жизни людей.
  Но имеются и специфические проблемы. В крупных городах это упорядочение социальной инфраструктуры, приведение в соответствие производственных и культурно­бытовых потребностей, в малых - эффективное использование трудовых ресурсов, благоустройство, создание современного комплекса удобств, жилищного и коммунального обслуживания.
  Но самое прискорбное состоит в том, что социальное развитие города до сих пор фактически рассматривается как дело второстепенное, неполноправное и нередко отходящее на задний план.
  Немало острых вопросов возникает в новых городах. Опыт проектирования, строительства и функционирования Дивногорска, Набережных Челнов, городов Тюменского Севера говорит о том, что отсутствие необходимых условий для рациональной организации повседневной жизни населения приводит к неудовлетворенности людей местом работы и жительства и как следствие этого - к миграции. Слабое внимание к социальным аспектам ведет к тому, что ряд новых городов оказываются менее удобным для жизни, чем старые, сложившиеся, и неоправданно отстают от тех возможностей, которые имеет страна.
  И все же есть способы достаточно эффективно решить эти проблемы на данном уровне: территориальное движение кадров, регулирование занятости населения по полу, совершенствование форм и методов организации досуга, просветительной и оздоровительной работы и т. д.
  Город является не только большим скоплением людей, но и концентрацией социальных проблем. Социологи считают, что чем больше город, тем проблемы острее, шире их круг и труднее их разрешить.
  Среди социологических проблем города можно выделить следующие:
  1. Миграция - перемещение населения, связанное с изменением места жительства. Миграция подразделяется на:
  • безвозвратную - с окончательной сменой постоянного места жительства;
  • временную - переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок;
  • сезонную - перемещение в определенные периоды года.
  В качестве мотивов миграции населения из села в город социологи выделяют:
  • стремление получить профессию;
  • продолжить образование;
  • стремление улучшить социально-бытовые условия;
  • семейные (женится, выйти замуж);
  • нежелание заниматься сельскохозяйственным трудом.
  2. Образ жизни - совокупность особенностей повседневной жизни людей. Среди социологических проблем образа жизни особо выделяется унижение роли человека: не город для человека, а человек, точнее трудовые ресурсы, для города. Другие проблемы:
  • скученность, безликость городской людской среды;
  • распространение массовой культуры;
  • рост неблагополучных семей;
  • отклоняющееся поведение молодежи;
  • отчужденность и одиночество людей.
  Социальное развитие городов долгое время целенаправленно не осуществлялось. Планы городского хозяйства лишь формально охватывали и намечали развитие многих связей. По сути, они были суммой тех вопросов, которые решались на уровне предприятий. Не учитывалось, что город как социальная единица, определенная структура закономерных связей существенно отличается от структуры таких связей как на уровне общества, так и на уровне предприятия. Фактом стало хаотичное, нескоординированное развитие городов, когда усилия концентрировались только на городском хозяйстве.
  В 1991 году в ряде городов России начался крупномасштабный эксперимент по введению новой структуры исполнительской власти - института мэров, префектов и других должностей, суть которого состоит в том, чтобы сделать руководителей городов и районов реальными представителями власти и организаторами процессов по удовлетворению нужд населения. Социологам предстоит большая работа по научному сопровождению данного эксперимента, по подготовке выводов для дальнейшего совершенствования форм управления городом.
  Практика развития городов все больше подтверждает тот факт, что социальные проблемы можно решить только на основе учета интересов населения. Пока имеющаяся практика социально-экономического развития не обеспечила эффективного сочетания интересов территории и отдельных субъектов экономической, социальной и культурной деятельности.
  Особо важным объектом социального развития городов становится производственная и социальная инфраструктура, т. е. комплекс организаций и учреждений, создающих предпосылки для эффективной организации производства и повседневной деятельности населения. В стране имеется опыт комплексного решения экономических и социальных задач на уровне города. Однако условия, в которых оказались многие города, весьма отличны друг от друга. Это результат произвола, стихийного развития, отсутствия нормативной базы, безответственности как центральных, так и местных органов власти.
  Сосредоточение внимания городских властей на развитии инфраструктуры при освобождении их от некоторых несвойственных функций освободило бы их от необходимости противопоставлять производственные задачи социальным, экономить на неотложных нуждах населения. Но это требует реформирования и определения статуса городов как полномочных представителей населения, обладающих в то же время реальной правовой и финансовой базой. Такой подход позволил бы поднять роль местных органов власти в распределении и планировании средств. Опыт убедительно показывает, что сосредоточение в их руках всего жилищного фонда, культурно-бытовых учреждений, инженерных сооружений и коммуникаций, принадлежащих предприятиям и организациям, а также их финансовых и материальных ресурсов на развитие социальной инфраструктуры создает благоприятные условия для гармоничного развития города, для более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей жителей, для улучшения социального самочувствия и создания устойчивого социального настроения.

Назад Содержание Вперед