3.6. Понятие и структура механизма государства
В науке ТГП неоднозначно подходят к определению понятия «механизм государства», в связи с этим следует иметь в виду несколько определений данного понятия.
Если обобщить все определения, то можно дать следующее определение - механизм государства - это система государственных органов, организаций и учреждений, при помощи которых государство осуществляет свои функции.
В юридической науке понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как тождественные. Однако существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, полиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.
Структура механизма государства
Механизм государства состоит только из государственных организаций, негосударственные организации не входят в механизм государства, хотя они могут использоваться при осуществлении государственной власти. Государственные организации, из которых складывается механизм государства, делятся на три вида:
1. Государственные органы.
2. Государственные учреждения и государственные предприятия, которые властными полномочиями не обладают (за исключением их администраций), а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.
3. Государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением.
4. Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного механизма.
Органы государства составляют основу (ядро) механизма государства и в своём единстве образуют государственный аппарат. Следовательно, понятие «механизм государства» и понятие «аппарат государства» не тождественные, хотя в науке долгое время эти понятия отождествляли. Государственные учреждения и государственные предприятия нельзя называть органами государства, т.к. их деятельность и правовой статус различаются. Сам государственный аппарат определяется по-разному. Это понятие принято рассматривать в двух смыслах: широком и узком.
В широком смысле под государственным аппаратом понимают систему всех органов государства, при помощи которых осуществляются государственные задачи и функции (все органы государства, взятые в единстве).
В узком смысле под государственным аппаратом понимают только платный аппарат, т.е. органы, в которых служащие работают за заработную плату.
Государственный аппарат - это совокупность (система) органов государства, при помощи которых оно осуществляет свои задачи и функции. Государственный аппарат на примере РФ состоит из:
1. Органов законодательной власти: Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации).
2. Президента РФ.
3. Органов исполнительной власти: Правительство РФ (Председатель, заместители Председателя, министры).
4. Органов судебной власти: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.
5. Прокуратуры.
Эти основные виды органов в наиболее абстрактной форме составляют структуру государственного аппарата.
Итак, государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность (систему) государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
Государственные учреждения и предприятия - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности и целях ее обеспечения либо производства продукции, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.
Государство и органы местного самоуправления
Для того чтобы полнее изучить государственный аппарат, необходимо рассмотреть его соотношение с органами местного самоуправления, которые, согласно Конституции РФ и Федеральному закону РФ «Об основных принципах организации местного самоуправления», к системе государственных органов не относятся.
Местное самоуправление - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории, направленная на решение вопросов местного значения в интересах жителей данной территории.
Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения от органов государственной власти в решении местных проблем.
С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Это выражается в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (п. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Население осуществляет право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами:
1) структура и компетенция этих органов определяется населением самостоятельно;
2) обладают полномочиями на решение вопросов местного значения;
3) в пределах своей компетенции издают правовые акты;
4) являются юридическими лицами;
5) не входят в систему органов государственной власти.
При всем многообразии систем органов местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделяются выборные органы, наличие которых признается обязательным.
Видами выборных органов местного самоуправления являются представительные и исполнительные органы.
Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, число которых определяется уставом муниципального образования.
К компетенции представительного органа местного самоуправления относятся: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования, установление местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
В структуре органов местного самоуправления уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы подобного образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления. Он может избираться как непосредственно населением, так и представительным органом самоуправления из своего состава. Он наделяется собственной компетенцией в соответствии с уставом муниципального образования. Претворением в жизнь решений представительных органов местного самоуправления и местных референдумов, сходов граждан занимаются исполнительные органы, формируемые в соответствии с уставом муниципального образования и законами субъектов Федерации.
Назад | Содержание | Вперед |