1. Государство Сасанидов
Название «Иран» произошло от древнего самоназвания большой группы индоевропейских народов, именовавших себя ариями. Название страны ариев сохранялось и в наименовании одной из восточных областей Ирана (Ариана).
После Александра Македонского его полководец Селевк и потомки последнего — Селевкиды — правили империей, простиравшейся от Индии до Малой Азии на Западе. Они процветали на протяжении трехсот лет, пока в последний период Римской республики не были разбиты пришедшими из Центральной Азии парфянами.
В 226 г. Ардашир лишил власти парфянского владыку и стал главой государства. Он правил до 241 г., положив начало правлению династии Сасанидов (226—651 гг.). Сасаниды провозгласили себя наследниками древних ахеменидских царей.
Ардашир I был ревностным приверженцем зороастризма и не слишком терпимым по отношению к другим религиям. Между Сасанидами и Римской империей шла почти непрерывная война.
Границы Сасанидской державы сложились в основных чертах при втором правителе — Шапуре I (241—272 гг.). В последующем они претерпевали изменения, однако незначительные и временные.
Сасанидский Иран представлял собою крупнейшее государство Передней Азии того времени. Во главе империи стоял шаханшах (царь царей). Строгого порядка наследования не было, но государь должен был обязательно происходить из правящего дома Сасанидов.
Во главе административного аппарата стоял вазург-фрамадар (великий распорядитель). Круг его обязанностей не был строго регламентирован, так как не существовало еще и разветвленной системы ведомств. Основными объектами забот центрального правительства были финансы и армия, а также ирригационные работы. Финансовое ведомство занималось сбором налогов и делами общины.
Сасанидское государство стремилось к централизации. Самостоятельные города исчезали и на их месте возникали административные центры — царские ставки под властью царских же чиновников. Крупнейшим городом была столица Тизбон (или Ктесифон), унаследованная от парфянского времени.
В III—VII вв. в Иране шел процесс выделения из сельской общины (кеда) земельных собственников. Верхушку этих собственников составили дехкане. Многие крестьяне лишались земли, а вслед за тем и свободы. Они становились наследственными арен- даторами-издольщиками на землях, захваченных дехканами, старинной знатью или государством. Утрате крестьянами свободы способствовало то, что все крупные оросительные сооружения принадлежали государству или знати.
Общество четко делилось на четыре сословия, или, точнее, замкнутые касты: жрецов (магов), воинов, чиновников и земледельцев. В последнее сословие входили также ремесленники, купцы и еще врачи. В господствующий класс помимо воинов входила и часть писцов. Кроме того, сословие воинов делилось на царских родичей (васпухров), магнатов (вазургов), и прочих (азатов, что означает «свободные»).
К привилегированным кастам, не платившим податей, принадлежали жрецы, воины и чиновники. Купцы, ремесленники и крестьяне составляли податную касту. Это были люди лично свободные, но политически бесправные и угнетаемые государством и знатью. Переход из одного сословия в другое был практически невозможен.
Роль рабства в сасанидском Иране установить трудно, но нет оснований утверждать, что раб являлся основным производителем материальных благ.
Существовала сложившаяся придворная иерархия, отражавшаяся и в костюмах. Земля разделялась на царскую (дастакерт), на землю мелких царьков (шахр) и (только в первое время) землю городов. Крестьянство входило либо в состав дастакерта, либо в состав шахра; сельские округа при городах перешли в состав дастакерта. Огромными богатствами пользовались храмы огня.
При Сасанидах было кодифицировано иранское право, представлявшее сложную и продуманную систему.
Государственной религией Ирана был реформированный зороастризм. Была осуществлена новая редакция Авесты — древней священной книги зороастрийцев, составлен комментарий к ней — Зенд.
Превращение зороастризма в государственную религию вызвало появление ересей. Важнейшими из них были манихейство и маздакизм. В 488 г. разразилось грандиозное народное восстание, тесно связанное с сектой маздакитов.
Правительство Хосрова I Аноширвана (531—579 гг.) провело некоторые реформы, главной из которых была податная. Устанавливались постоянные ставки обложения земель. В экономически более развитых, а также в пригородных районах была введена подать деньгами. Подушная подать была установлена в зависимости от имущественного положения.
На протяжении эпохи Сасанидов шел процесс языковой консолидации иранских этносов. Распространилось среднеперсидское наречие (парсик). Став государственным языком, это наречие получило название дари (то есть придворный язык).
В Иране той поры существовали два основных сектора экономики — земледельческий и кочевой, включая многочисленные переходные формы. Оседлое население преобладало в политическом и экономическом центре государства — Саваде. Кочевое и полукочевое население обитало во всех областях Ирана. Кочевниками были этнические иранцы. Называли их в ту пору, да и позже, курдами.
Большую роль играла международная торговля. На севере караваны шли через Среднюю Азию навстречу китайскому «шелковому пути». На юге шел «путь благовоний» в Южную Аравию и оттуда в Индию по морю. Торговля была в значительной мере в руках христиан-несториан, а также манихеев и неортодоксальных зороастрийцев. Иранская знать в торговле сама не участвовала, но, без всякого сомнения, сильно на ней наживалась.
С сасанидским Ираном связано совершенствование индийской игры в шахматы и изобретение новой, ставшей затем популярной на Востоке, — нардов.
Культура сасанидского Ирана значительна тем, что она оказала огромное влияние на формирование арабской культуры. В то же время сама сасанидская цивилизация представляла из себя сложный синтез культуры иранских народов с элементами индийской, арамейской, греческой культур. Это и позволило ей занять высокую ступень на лестнице общечеловеческой цивилизации.
Назад | Содержание | Вперед |