2. Органы, осуществляющие регулирование земельных отношений
Согласно ст. 72 Конституции РФ, вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В силу этого правовое регулирование земельных отношений осуществляется как федеральными органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, так и органами представительной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Государственные органы исполнительной власти по характеру регулирования земельных отношений можно подразделить на органы общей компетенции и органы специальной компетенции, т. е. регулирующие широкий круг земельных вопросов и занимающиеся специализированными вопросами регулирования.
К органам общей компетенции относятся правительство Российской Федерации и соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ. Каждый из них в пределах своей компетенции осуществляет функции по управлению земельным фондом на всей территории данной административно-территориальной единицы не зависимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственном управлении находятся земли.
Органы специальной компетенции подотчетны органам общей компетенции и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и отраслевые.
К функциональным органам специальной компетенции относятся Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкомзем России) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России).
Отраслевыми (ведомственными) органами являются министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения: Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России.
В компетенцию федеральных представительных и исполнительных органов по управлению земельным фондом (регулированию земельных отношений) входят:
— разработка и совершенствование нормативно-правовых актов в области регулирования земельных отношений. В частности, президент РФ принимает указы и распоряжения по регулированию земельных отношений, обязательные на всей территории Федерации (ст. 90 Конституции РФ); Государственная Дума принимает законы, которые регулируют общественные земельные отношения в России (ст. 105 Конституции РФ); правительство РФ на основании и во исполнение Конституции и федеральных законов принимает постановления и распоряжения по регулированию земельных отношений (ст. 115 Конституции РФ);
— установление единых принципов платы за землю и методов расчета ставок земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли;
— разработка и организация выполнения программ и генеральных схем рационального использования и охраны земель;
— установление границ и специального правового режима для особо охраняемых территорий;
— разработка основных принципов землеустройства, земельного кадастра, мониторинга и территориального планирования использования земель;
— установление общего порядка и методов осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель;
— разработка общих положений и принципов охраны права собственности на землю и права землепользования.
Следует заметить, что министерства и ведомства, не наделенные по новой Конституции функциями самостоятельного регулирования земельных отношений, осуществляют отдельные функции регулирования и контроля лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Как правило, эти функции закреплены в положениях об этих министерствах и ведомствах. Так, в Положении о Государственном комитете РФ по земельной политике, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1056, сказано, что основными задачами указанного комитета являются: осуществление государственной политики в регулировании земельных отношений и проведение земельной реформы; государственное управление земельными ресурсами Российской Федерации; подготовка законодательных и других нормативных правовых актов, направленных на комплексное правовое обеспечение земельных отношений; прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов, зонирование территорий для целей, не связанных с градостроительной деятельностью; проведение землеустройства; ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель; осуществление государственного контроля за использованием и охраной земельных ресурсов; проведение государственной кадастровой оценки земли, в том числе и для целей налогообложения; разработка и реализация государственных и региональных программ, связанных с регулированием земельных отношений, проведением земельной реформы, рациональным использованием и охраной земель; обеспечение выполнения решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разграничению государственных земель между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; обеспечение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и учреждений плановыми и картографическими материалами специального (отраслевого) назначения для целей управления земельными ресурсами; участие в совершенствовании экономических и других методов управления земельными ресурсами; участие в мероприятиях, связанных с приватизацией земельных участков, функционированием рынка земли и развитием всех видов права на землю; создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра; поддержка и обеспечение функционирования единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и другие задачи.
Для осуществления возложенных на него задач указанный комитет разрабатывает главные направления государственной политики в части регулирования земельных отношений, а также государственные программы рационального использования и охраны земель, восстановления плодородия почв, улучшения природной среды; определяет приоритет научно-технических разработок по проблемам рационального использования и охраны земель; участвует в подготовке предложений по консервации загрязненных и деградированных земель; разрабатывает прогнозы научно-технического развития в области земельных отношений и выполняет другие функции.
К компетенции представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации по регулированию земельных отношений следует отнести:
— разработку и принятие нормативно-правовых актов в области регулирования земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством;
— установление границ и правового режима особо охраняемых территорий в границах субъектов РФ;
— отмену противоречащих земельному законодательству административных актов органов местного самоуправления;
— установление предельных норм предоставления земельных участков;
— установление (утверждение) и изменение административных границ районов на территории субъекта РФ;
— установление (утверждение) и изменение городской и поселковой черты, а также генеральных планов городов и поселков окружного, областного, краевого и республиканского подчинения;
— определение размеров и порядка взимания платы за землю и повышающих коэффициентов к установленной нормативной цене земли;
— определение порядка изменения целевого назначения земель и перевода их из одной категории в другую;
— утверждение региональных программ и схем рационального использования и охраны земель;
— установление льгот по налогам на землю;
— выкуп земель для государственных и муниципальных нужд;
— организацию проведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу и контролю за использованием и охраной земель.
Кроме государственных органов значительное место в регулировании земельных отношений отводится органам местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения дан в ст. 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” 1995 года, при этом он не является исчерпывающим. Кроме того, вопросы управления землями содержатся в указах президента РФ, постановлениях правительства РФ, а также в уставах муниципальных образований, в решениях представительных органов муниципальных образований, в постановлениях, распоряжениях, приказах, договорах исполнительных органов — администраций муниципальных образований, их структурных и территориальных подразделений.
К компетенции органов местного самоуправления отнесены:
— владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, в том числе земельной;
— местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;
— регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
— предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование и регистрация соответствующего права на землю;
— изъятие и предоставление земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
— планирование использования земель и контроль за правильностью их использования;
— организация проведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель, реализация генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов;
— установление размеров платы за землю и льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков, а также базовых ставок арендной платы за землю;
— взимание платы за землю;
— установление пределов корректировки нормативной цены земли в соответствии с действующим законодательством;
— участие в разрешении земельных споров;
— охрана права собственности на землю и права землепользования.
Например, в Одинцовском районе Московской области порядок изъятия и передачи земельных участков регламентируется специальным районным положением, а на территориях поселковых и сельских округов — их соответствующими положениями. Отнесение земель к категориям и перевод из одной в другую в связи с изменением целевого назначения производится постановлением главы администрации района, постановлениями глав администраций сельских и поселковых округов.
Назад | Содержание | Вперед |