1. Понятие, состав и элементы правового режима земель для пользования недрами
Горное законодательство, регулирующее отношения по поиску полезных ископаемых и разработке месторождений, возникло еще при Петре I. В 1719 г. были утверждены привилегии о рудах и металлах и провозглашена свобода горного промысла, государство регулировало строительство рудокопных заводов.
Российское законодательство XIX—начала XX века, регулирующее отношения по добыче полезных ископаемых, значительное внимание уделяло охране интересов землевладельца. Акцент ставился на возмещении землевладельцу ущерба, причиненного его интересам при разработке полезных ископаемых в его владениях.
Вопросы взаимоотношений собственника, владельца, арендатора земли и пользователя недр содержал Горный кодекс 1896 г. и Горный кодекс 1914 г.
Период, начавшийся после 1917 г., привел к отмене прежнего горного и земельного законодательства. Национализация природных ресурсов в стране началась с одного из первых декретов советской власти — Декрета о земле, по которому земля, недра, залежи руды, а также леса и воды обращались “во всенародное достояние”.
Федеральный закон от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ “О недрах” определяет недра как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающийся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Под землями для пользования недрами понимаются земли, права на которые возникли у различных субъектов по основаниям, предусмотренным действующим земельным законодательством, для одного из видов пользования недрами, осуществление которого невозможно без использования земельного участка.
Особенность земель для недропользования состоит в том, что они не отнесены законом к самостоятельной категории земельного фонда Российской Федерации, но они отграничиваются от других земель по непосредственному целевому назначению.
В состав земель для недропользования входят земли: а) используемые для геологического изучения недр; б) используемые для добычи полезных ископаемых; в) предоставленные для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; г) предоставленные для образования особо охраняемых геологических объектов.
Под правовым режимом земель для пользования недрами понимается целостная система правового регулирования отношений по использованию и охране этих земель, которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования.
Элементами правового режима земель для пользования недрами являются:
1) принципы, распространяющиеся на совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу пользования недрами;
2) состав субъектов прав на данные земли;
3) порядок возникновения и прекращения прав и обязанностей данной категории субъектов;
4) порядок осуществления и защиты прав данной категории субъектов;
5) санкции за нарушение правовых норм, регулирующих отношения по поводу земель для пользования недрами1.
Совокупность правовых норм, устанавливающих правовой режим земель для недропользования, основывается на общих и специальных принципах.
Правовой режим этих земель базируется на таких общих принципах регулирования земельных отношений, как принцип множественности и юридического равенства форм собственнос- ти на землю, принцип целевого назначения земель, принцип платности использования земель и др.
В качестве специальных можно выделить такие принципы: взаимосвязи и взаимозависимости правовых режимов земле- и недропользования; приоритета геолого-съемочных, поисковых и других исследований и изысканий; особой охраны площадей залегания полезных ископаемых.
Принцип взаимосвязи и взаимозависимости правовых режимов земле- и недропользования проявляется в двух основных положениях. Во-первых, согласно ст. 52 ЗК РФ, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в пределах своих земельных участков имеют право без специального разрешения в установленном порядке использовать общераспространенные полезные ископаемые, торф, водные объекты, пресные подземные воды. Во-вторых, как это следует из норм того же Земельного кодекса (ст. 83), предоставление земельных участков для пользования недрами проводится только после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель и восстановления ранее отработанных площадей.
Принцип приоритета геолого-съемочных, поисковых и других исследований и изысканий состоит в том, что, согласно действующему земельному законодательству, названные работы могут производиться на всех землях независимо от их целевого назначения, при соблюдении установленных этим законодательством требований (ст. ст. 45, 46 ЗК РФ).
Принцип особой охраны площадей залегания полезных ископаемых подразумевает, что проектирование, строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения данных об отсутствии полезных ископаемых. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается только с разрешения специальных органов и при условии соблюдения специальных требований. Наконец, данный принцип проявляется также в том, что пользователю недр предоставлено право ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленного ему горного отвода.
Назад | Содержание | Вперед |