1. История развития арбитражного процесса в России

  Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Арбитражный суд - одно из звеньев судебной власти в Российской Федерации. Система арбитражных судов функционирует на основании Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Субъектами осуществления правосудия являются судьи арбитражных судов, наделенные полномочиями в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», и арбитражные заседатели, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия в соответствии с Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».
  Арбитражный суд - государственный орган, относящийся к судебной ветви власти, который наделен исключительным правом осуществления правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
  В истории нашего государства наряду с судами общей юрисдикции существовали отдельные судебные присутствия для рассмотрения споров, связанных с коммерческой деятельностью. Система коммерческих судов в России появилась в начале 19 века. Первый коммерческий суд, разрешавший торговые споры был основан в Одессе в 1808 году. Указом императора Николая 1 от 14 мая 1832 года были учреждены Учреждения коммерческих судов, рассматривающие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и Устав торгового судопроизводства. Была определена и подсудность: ведомство каждого коммерческого суда простиралось «не далее того города, в котором он учрежден, и уезда оного». Судебная реформа 1864 г. в России коммерческих судов организационно не коснулась. Изменения произошли только в их судопроизводстве: споры должны были рассматриваться на основе Устава гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего правила сбора и оценки доказательств, все виды торговых судов, за исключением коммерческих были упразднены. Коммерческие суды действовали до 1917 года. В первое время после революции 1917 г. судебные споры между казенными учреждениями не допускались.
  Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 года содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Тем самым было проведено разграничение в компетенции органов хозяйственного управления и органов правосудия. С началом хозяйственной реформы 1921 г., с переходом к коммерческому расчету и имущественной самостоятельности взаимоотношения между предприятиями стали строиться на договорных началах. Полную натурализацию эпохи военного коммунизма сменили товарно-денежные отношения. Возникающие же разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления. С развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.
  В 1922 г. в Российской Федерации были созданы арбитражные комиссии. Дела рассматривались в составе трёх членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом, с учётом особенностей работы арбитражных комиссий.
  Система органов государственного арбитража была образована в 1931 г., когда в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, разрешающий споры между учреждениями, предприятиями, организациями и предприятиями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета. Арбитраж существовал в двух формах - государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном - подчинения одному ведомству (министерству, комитету). С самого начала своего существования органы государственного и ведомственного арбитража выполняли судебные функции, разрешали экономические, имущественные споры в соответствии с законодательством, договорами и по существу были правопреемниками дореволюционных коммерческих судов. Государственный арбитраж все более приобретал качество суда, но до 1991-1992 гг. все-таки судом в подлинном смысле не был.
  В связи с принятием в 1991-1992 гг. Закона Российской Федерации «Об арбитражном суде» и АПК система государственного ведомственного арбитража была упразднена и преобразована в арбитражные суды. Возникновение новой судебной системы арбитражных судов было связано с вполне объективными причинами. Стали происходить коренные преобразования в экономике, появились разнообразные формы собственности. В этих условиях главным регулятором отношений собственности, производства и обмена между производителями и потребителями продукции и товаров становится закон и договор в их единстве и рыночной взаимосвязи. Переход к новым экономическим условиям и формирование рыночных отношений обусловили создание независимой судебной системы как специального органа для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях административнокомандной системы арбитражами, стало невозможным. Поэтому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого протекает в арбитражно-процессуальной форме, создающей гарантии защиты права в равной мере предпринимателям, хозяйственным товариществам и обществам, государственным предприятиям и другим организациям.
  С принятием Конституции РФ 1993 г. и введением в действие нового Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) были приняты в 1995 г. новый Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и АПК. В настоящее время действует АПК 2002 года, который в настоящее время и определяет систему, состав и структуру арбитражных судов, и процессуальную форму их деятельности.
  Появление этого АПК было обусловлено несколькими причинами.
  Во-первых, необходимо было устранить недостатки кодекса - пробелы, противоречия и несогласованность его с другими законами.
  Во-вторых, принятие законов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые не только расширяют компетенцию арбитражных удов, но и требуют иной, адекватной процессуальной формы разрешения вопросов, возникающих из этих отношений, например, приняты вторая и третья часть ГК РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», КоАП РФ и др.
  В третьих, необходимость привидения судебной системы в соответствие с международными норами и стандартами.
  Появление и развитие арбитражных судов - это одно из главных направлений судебной реформы в России.

Назад Содержание Вперед