1.1. Введение в психологию труда

  Психология труда - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности взаимодействия субъекта труда, средств (орудий), содержания (процесса), условий и организации деятельности, особенности формирования личности профессионала и взаимной адаптации человека и орудий труда.
  Объект изучения психологии труда - человек (индивидуальный субъект) как участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения; группа людей (коллективный субъект) - бригада, экипаж, смена и т. п.; система «человек - профессиональная среда». Предмет изучения данной отрасли психологии - система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональную деятельность.
  Психология труда - одна из профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов и педагогов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения студентов, так и на формирование интереса к исследованиям в области психологии трудовой деятельности.
  Цель данного курса - повышение психолого-педагогической компетенции будущих специалистов в сфере актуальных проблем психологии профессиональной деятельности.
  В структуре данной учебной дисциплины традиционно выделяются следующие основные направления1:
  1. Общенаучные проблемы: методология и методы психологии труда, психологическая профессиография, история психологии труда.
  2. Индивидуально-психологические проблемы:
  1) проблемы приспособления личности к видам труда:
  • психологическая рационализация подбора кадров (психологический профессиональный отбор, трудовая экспертиза, профессиональная адаптация, профессиональная консультация);
  • психологическая рационализация профессионального образования;
  2) проблемы приспособления труда к личности:
  • психология организации труда (рационализация рабочих мест, режим труда и отдыха, профилактика усталости, борьба с монотонностью);
  • психология гуманизации техники (приспособление орудий труда и техники к личности, психологическая эстетизация техники и производственной среды).
  3. Социально-психологические проблемы: личность и профессиональный коллектив, психологическая совместимость в труде, производственные конфликты, психологические проблемы руководства профессиональным коллективом.
  Методы психологии труда имеют общепсихологическое происхождение и не являются специфичными. Междисциплинарный характер курса определяет заимствование уже сложившихся методов.
  Методы психологии труда используются в рамках следующих направлений:
  • психологический анализ трудовой деятельности;
  • проведение прикладных исследований (профотбор, профессиональная консультация, рационализация труда и отдыха и пр.);
  • исследование личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний в трудовой деятельности.
  Рассмотрим содержание основных методов с учетом специфики предмета психологии труда.
  1. Неэкспериментальные методы
  Наблюдение - метод сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации психических явлений на основе их преднамеренного и систематического восприятия.
  Трудовой метод - метод изучения трудовой деятельности непосредственно на рабочем месте, при котором субъект, осваивая и выполняя профессиональную деятельность, совмещает в одном лице исследователя и работника.
  Фотография рабочего дня - временная регистрация последовательности выполнения действий, смены режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе, маршрутов передвижения и пр. Этот метод позволяет получить информацию об основных и вспомогательных функциях, их удельном весе в структуре деятельности.
  Хронометраж - измерение времени трудовых операций с целью определения их длительности, частоты повторений, интенсивности трудового процесса в целом. Хронометраж осуществляется с целью оптимизации трудовой деятельности, правильной организации производственного обучения.
  Анализ продуктов деятельности - реконструкция свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным и конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. На основании анализа количества и качества результатов профессиональной деятельности (чертежей, проектов, производимых изделий и пр.) делается вывод об уровне профессионального развития, сформированности профессионально важных качеств.
  Анализ критических инцидентов - характеристика трудных моментов трудовой деятельности, их причин, возможных способов устранения и предупреждения.
  2. Психометрические методы (исследование количественных сторон психических процессов и явлений)
  Тестирование - метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задания, имеющие определенную шкалу значений.
  В психологии труда особое значение приобретают тесты специальных способностей и тесты профессиональных достижений.
  Тесты специальных способностей (сенсорные, двигательные, технические и пр.) применяются в основном для профессионального отбора.
  Тесты достижений позволяют диагностировать степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Они ориентированы на оценку успехов индивида.
  Методы опроса - методы получения информации в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (с помощью опросника или анкеты) общения исследователя с испытуемым.
  Экспертная оценка - метод, позволяющий осуществить сбор «£»-данных относительно изучаемого объекта посредством его независимой характеристики компетентными лицами.
  3. Экспериментальные методы
  Метод эксперимента позволяет получить новое научное знание в контролируемых и управляемых условиях.
  Экспериментальное исследование характеризуется:
  • организацией специальных условий учебно-профессиональной деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых;
  • изменением условий в ходе исследования.
  Виды экспериментального метода:
  • естественный эксперимент (исследование психических явлений в естественных условиях);
  • моделирующий эксперимент (изучение сложного процесса в смоделированных условиях);
  • лабораторный эксперимент (проведение исследования в искусственно созданных условиях (лаборатории) при помощи специального оборудования).
  4. Генетические методы (исследование изменений профессионального развития личности в течение длительного периода времени)
  В психологии труда применяются формирующий эксперимент и мониторинговые исследования.
  Основные характеристики формирующего эксперимента:
  • массовый;
  • осуществляемый для реализации теоретической концепции;
  • длительный;
  • комплексный, т.е. требующий совместных усилий специалистов разного профиля (педагогов, методистов).
  Формирующий эксперимент используется при поиске оптимальных технологий организации профессиональной деятельности.
  Мониторинг предполагает систематическое отслеживание состояния определенного объекта, на основе которого осуществляется управляющее воздействие. В качестве объекта мониторинга в психологии труда может выступать профессиональная деятельность персонала.
  5. Психофизиологические методы
  Достижение и поддержание высокого уровня работоспособности зависит прежде всего от согласованности функций различных систем и органов, от состояния центральной нервной системы. Психофизиологические методы обычно применяются в сочетании с другими методами и дополняют их. Сущность данной группы методов состоит в изучении психофизиологических состояний человека, выполняющего работу, в определении реакции различных систем организма на выполнение конкретной деятельности.
  Посредством электроэнцефалографии изучают биоритмическую активность головного мозга. Данный метод позволяет исследовать функциональную активность головного мозга человека в условиях трудовой деятельности.
  Электромиография позволяет изучить суммарную электрическую активность мышц, которая представляет собой результат интерференции множества потенциалов действия, асинхронно возникающих в различных мышечных волокнах. С помощью электромиографии определяется напряжение отдельных групп мышц человека в процессе трудовой деятельности. Данные сведения необходимы при изучении рабочей позы и управляющих движений операторов.
  Электроокулограмма применяется с целью записи движений глаз. Этот метод основан на измерении потенциала в окружающих глазную орбиту тканях. Знак потенциала указывает направление перемещения взгляда, а его величина - угол этого перемещения. По данным электроокуло- граммы можно судить о работе зрительной системы человека в процессе трудовой деятельности.
  Электрокардиограмма дает возможность анализировать изменения сердечного ритма в процессе трудовой деятельности оператора. Замедление сердечного ритма (брадикардия) часто встречается у спортсменов в состоянии покоя, а его учащение (тахикардия) - при интенсивной мышечной деятельности и выраженных эмоциональных состояниях в ситуации напряженности, стресса.
  Пневмограмма характеризует частоту внешнего дыхания. Глубина и частота дыхательных движений увеличивается при работе, притом тем сильнее, чем напряженнее работа. Исследование пневмограммы важно при изменении условий жизнедеятельности субъекта труда (пониженное или повышенное атмосферное давление, условия гипоксии и пр.). Данный показатель используется для оценки психофизиологической напряженности человека.
  Метод речевого ответа может быть использован для анализа спектральных и временных характеристик речевой деятельности субъекта труда. По изменениям интонации голоса, звуковых и грамматических особенностей речи, длины фразы можно судить об изменениях в психическом состоянии человека, возникающих в той или иной ситуации - при наличии опасности, при больших физических и умственных нагрузках, при необходимости принятия ответственных решений в условиях дефицита времени и др.
  6. Методы математической обработки
  Наиболее распространенными методами обработки количественных данных в прикладной психологии являются дисперсионный, корреляционный и факторный анализ.
  Дисперсионный анализ - статистический метод, позволяющий анализировать влияние различных факторов на исследуемую переменную.
  Корреляционный анализ - статистический метод оценки формы (линейность, нелинейность), знака («+», «-») и тесноты связи исследуемых признаков. Математическим показателем тесноты (силы связи) выступает коэффициент корреляции между двумя сопоставляемыми статистическими признаками.
  Факторный анализ - метод многомерной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления факторов, оказывающих влияние на их изменение.
  В заключение обзора методов следует подчеркнуть, что нельзя противопоставлять одни методы другим, а также абсолютизировать возможности какого-то отдельного метода. В психологическом исследовании применяется комплекс дополняющих друг друга методов, которые подбираются в зависимости от задач исследования.
  В решении практических задач психология труда опирается на теоретические положения, методологические принципы и практические результаты исследований в различных областях психологической науки. Связь психологии труда с общей психологией реализуется в применении психологических знаний к изучению трудовых процессов, проявлению в них основных закономерностей психики человека, особенностей его мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и других свойств. В свою очередь психология труда обогатила общую психологию новыми фактами об особенностях человеческой психики в условиях выполнения трудовой деятельности, что способствовало дальнейшему развитию психологической теории деятельности как основы теоретических знаний в психологии.
  Возрастная психология обогащает психологию труда знаниями о возрастных особенностях человека в разные периоды жизни, которые учитываются при анализе и совершенствовании организации труда, профотборе и обучении. Со своей стороны психология труда вносит вклад в развитие мало разработанных разделов возрастной психологии, психологии взрослого человека и геронтологии (психологии старения), психологии обучения, обогащая их новыми научными фактами о динамике психических изменений в процессе профессионального роста и факторах, влияющих на нее.
  Отрасли специальной психологии, изучающие отклонения психики от нормы, оказывают помощь психологии труда в сфере профотбора, трудовой экспертизы в плане организации коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности (в частности, в условиях военных действий, аварийных ситуаций, катастроф). Наблюдается и обратная связь - обогащение специальной психологии достижениями в сфере психологии труда, позволяющими предупредить и своевременно откорректировать возможные отклонения психики с помощью специальных приемов и требований.
  Основные положения социальной психологии применяются психологией труда при исследовании характера труда в различных видах трудовых коллективов (в рабочих группах, аварийных и спасательных бригадах, изолированных от внешней среды командах). В свою очередь особенности различных областей и условий трудовой деятельности, которые изучает психология труда, позволяют получить новые психологические факты использования возможностей человека в процессе его взаимодействия с другими людьми.
  Кроме того, психология труда координирует свои усилия с физиологией и гигиеной труда, эргономикой, технической эстетикой, а также с техническими дисциплинами. Субъект труда, взаимодействуя с объектом, оказывается включенным в различные системы (в зависимости от характера деятельности): биологические, социальные, технические, неживые природные системы и пр. Без ориентировки в данных областях знания и практики невозможно правильно понять деятельность соответствующих специалистов. Поэтому психологу как профконсультанту неизбежно приходится знакомиться с различными предметными областями труда.
  Связь психологии труда со всеми отраслями психологии сопровождается опорой на основные принципы1 психологической теории деятельности и общие закономерности развития и функционирования психики человека.
  Принцип детерминизма заключается в том, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Согласно данному принципу, условия и характер трудовой деятельности влияют на психику человека.
  Принцип единства сознания и деятельности раскрывает взаимосвязь между сознанием и деятельностью. С одной стороны, сознание развивается в трудовой деятельности, с другой - сознание определяет характер и содержание труда, так как трудовая деятельность реализуется человеком, который может ее совершенствовать.
  Принцип развития психики в деятельности раскрывает поступательную закономерность формирования и совершенствования психических функций, процессов и свойств личности при овладении человеком трудовой деятельностью. В процессе освоения трудовой деятельности человек усваивает накопленный опыт, под влиянием которого развивается его психика.
  Кроме рассмотренных выше принципов при организации исследований в области психологии труда в последнее десятилетие важное значение приобретают общенаучные принципы системности, антропоцентризма и специфичности.
  Принцип системности выступает как общий методологический подход к анализу психических явлений, согласно которому явление рассматривается как система, не сводимая к сумме ее элементов, обладающая ценностной структурой и новыми качествами. Каждая система является элементом другой, более сложной системы. Этот принцип направляет научное исследование на изучение элементов системы трудовой деятельности и их функций в данной системе.
  Принцип антропоцентризма фиксирует центральное положение человека в структуре трудовой деятельности, его активную позицию по отношению к окружающей среде. Результатом активного взаимодействия человека со средой в процессе трудовой деятельности является преобразование среды и изменение самого человека. Посредством своей активности человек преодолевает внешние и внутренние ограничения и способен подняться над ситуацией, найти эффективный способ преобразования среды в условиях дефицита информации, времени и возможностей.
  Принцип специфичности предполагает учет особенностей характера и форм различных видов трудовой деятельности, которые обусловлены специфическими для каждого вида труда условиями и требованиями к человеку. Трудовая деятельность имеет общую структуру, но в зависимости от специфики труда реализуется характерным для конкретной деятельности образом.

Назад Содержание Вперед