1.2. История и тенденции развития прикладной психологии в сфере профессионального труда
Зарождение психологии труда как самостоятельной отрасли науки во второй половине XIX в. вызвано следующими объективными предпосылками:
1. Происходит развитие воздухоплавания, морского, железнодорожного и городского транспорта, внедрение техники в горнорудное дело, промышленность и сельское хозяйство.
2. Технический прогресс сопровождается ростом аварийности и травматизма. В связи с этим возникает необходимость решения задач по профилактике несчастных случаев и аварий, оптимизации орудий и условий труда, подбору рабочих, определению оптимальных форм организации и оплаты труда.
Первая научная система организации трудовой деятельности - тейлоризм - была предложена инженером Ф. Тейлором (США). Он разработал систему рационализации и управления производством, направленную на увеличение производительности труда через оптимизацию трудовых действий и интенсификацию трудового процесса. Стандартизация касалась прежде всего отдельных операций, временного режима работы и орудий труда. Важнейшим аспектом организации труда Ф. Тейлор считал стимулирование. Базовым является принцип материальной заинтересованности. По мнению Ф. Тейлора, в производственной системе нет места благотворительности. Каждый труд должен иметь свою цену и оплачиваться соответственно ей. Использование данного принципа приводит к повышению индивидуальной ответственности работника за собственное благополучие и результативность своего труда. Ф. Тейлор впервые сформулировал принципы, ставшие основополагающими в теории менеджмента:
• цель производства заключается в постоянном повышении комфорта и благосостояния человечества;
• миссия научного управления состоит в конструктивном вкладе в экономический и социальный прогресс общества;
• ответственность лидеров бизнеса за соблюдение интересов частного капитала будет возрастать по мере развития цивилизации;
• ядром менеджмента является управляющий.
Фактически тейлоризм заложил основы современного менеджмента и научной организации труда. Одновременно с системой Ф. Тейлора появились и другие научные исследования трудовой деятельности. В частности, Ф. Гилберт выдвинул идею универсальных микродвижений, в виде комбинации которых может быть представлена любая производственная операция. Данные идеи позволили резко повысить производительность труда на заводах Г. Форда.
Изучение трудовых процессов в Германии проводилось в рамках научного направления, получившего название «психотехника» (термин предложен немецким психологом В. Штерном в 1903 г.). Наиболее подробно задачи и методы психотехники как прикладной психологии описал Г. Мюнстерберг (1913-1914). Его исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, теории управления, эргономики, профес- сиографии, профдиагностики были обобщены им в первой монографии о психологии труда «Основы психотехники» (1914). В ней Г. Мюнстерберг подробно обосновывал три основные проблемы, которыми должна заниматься психотехника:
• профессиональный подбор («выбор подходящих людей»);
• анализ трудовой деятельности с целью ее оптимизации;
• изучение психологических качеств личности в труде.
Исследования Г. Мюнстерберга впервые продемонстрировали широчайшие возможности практического применения научных и теоретических исследований в области психологии в обеспечении трудового процесса. В начале XX в. психотехника стала развиваться стремительными темпами. В разработке психотехнических проблем приняли участие многие видные ученые: О. Липман, Ф. Гизе, Д. Дрейвер, Ф. Баумгартен, Э. Штерн и др. Наряду с Германией психотехническое направление активно развивалось в США и России.
В США как нигде в мировой науке был силен прагматический аспект исследований. Еще в годы Первой мировой войны в США была принята развернутая программа по профессиональному отбору, в которой были собраны психологические тесты для отбора на различные военные профессии. Особую известность получил Хотторнский эксперимент, проведенный в 1927 г. Э. Мэйо. Он изучал влияние различных факторов организации трудовой деятельности на повышение производительности труда на промышленном предприятии в Чикаго. Впервые внимание было сконцентрировано на условиях и организации труда, заработной плате, межличностных отношениях. Э. Мэйо показал особую роль человеческого и группового факторов в трудовой деятельности и развил основы социального менеджмента. В основе концепции Э. Мэйо лежат следующие принципы:
• человек представляет собой социальное животное, включенное в рамки групповых взаимоотношений;
• жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;
• руководители промышленных предприятий должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.
В дальнейшем исследования в области психологии труда концентрировались прежде всего в области военной и индустриальной психологии. В 1932 г. был опубликован учебник «Индустриальная психология», первый в ряду методологических изданий по психологии труда.
Исследования психологии трудовой деятельности в странах Европы были неоднородны. Приход в Германии к власти фашистов в значительной степени ограничил возможности проведения исследований по индустриальной психологии. Исключение составили лишь военные области. Многие видные ученые покинули страну, эмигрировав в США. Восстановление организационной и индустриальной психологии началось только в 1950-е гг.
Довольно активно развивалась эта область исследований в Англии. Исследование психологических факторов организации труда, проведенное под руководством Г. Майера (1920), явилось основой для крупных исследовательских государственных программ. Особое внимание традиционно уделялось анализу индивидуальных различий в целях профессионального отбора.
Заметное развитие исследования в области психологии труда получили в Швеции и Польше. Вторая мировая война сильно подорвала развитие психологической науки в Европе. С середины XX в. лидерство в изучении трудовой деятельности перешло к США. Американская научная литература до сих пор остается наиболее авторитетным источником по психологии труда для большинства стран Европы.
В России традиционно существовали тесные связи с немецкой наукой. Большинство известных отечественных психологов учились психологии в Германии. Поэтому возникновение нового научного направления (психотехники) было активно поддержано в России. Однако исследования в области психологии труда имели в России и отечественную базу. Еще в середине XIX в. исследования на стыке физиологии и психологии труда проводил И.М. Сеченов. Подобными вопросами занимались и рефлексологи под руководством В.М. Бехтерева.
Расцвет психотехнического направления в России наблюдается после 1917 г. Руководство Советской России предоставило большие возможности для развития науки. Первым организатором и руководителем психотехнического направления стал профессор психологии И.Н. Шпильрейн. В своих работах он уделял основное внимание методологическому аспекту психотехники. Собственно организационное оформление психотехники в России приходится на 1921 г., когда по инициативе В.М. Бехтерева была созвана Первая Всероссийская конференция по научной организации труда и производства, а под руководством А.К. Гастева в Москве создан Центральный институт труда (ЦИТ). В ЦИТе концентрировались исследования по проблемам организации трудовых движений, разработке методов профессионального обучения. В «сенсорной лаборатории» под руководством А.А. Толчинского исследовались проблемы утомления, волевые компоненты трудовой деятельности, упражняемость двигательных функций.
По аналогии с ЦИТом были созданы институты труда и в других городах. Особую известность приобрел Всеукраинский институт труда, в котором сотрудничали М.Ю. Сыркин, М.М. Рубинштейн и др. С 1922 г. самостоятельно и при большинстве институтов и организаций, связанных с исследованием трудовой деятельности, были организованы психотехнические лаборатории (при Московском психологическом институте, Институте охраны труда, Институте профессиональных болезней и пр.). В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое общество.
Проблемы, которыми занимались отечественные психотехники, были весьма разнообразны. Общие вопросы рационализации физического и умственного труда, профессиографического анализа профессий, гигиены труда, профессиональных способностей, диагностики, социальной инженерии разрабатывались глубоко и плодотворно. Прикладная проблематика включала исследования функциональных состояний личности в трудовом процессе, психологических аспектов аварийности, проектирование орудий труда, формирование трудовых навыков, разработку схем профотбора, организацию профконсультаций и т. д. Особенно много прикладных исследований было посвящено разработке и применению профессиональных тестов и тестовых программ. Известность приобрели такие ученые, как Н.А. Бернштейн, С.Г. Геллерштейн, К.Х. Кекчеев, М.Ю. Сыркин, М. А. Юровская и др.
В целом достижения психотехники были впечатляющи. Но вместе с тем в развитии направления, как и любой другой молодой науки, наблюдались определенные сложности. В частности, для психотехников был характерен эклектический подход к пониманию основных закономерностей и механизмов развития личности, чрезмерное увлечение тестами, механистическая трактовка профессионального поведения. Все это привело к кризису направления.
К середине 30-х гг. XX в. психотехническое направление вошло в противоречие с господствующей идеологией. Наука, ставящая в центр своего внимания самостоятельную и свободную личность труженика, не согласовывалась с базовой государственной установкой на человека как пассивного исполнителя в государственной производственной системе. В 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса», резко критиковавшее и психотехнику. При сложившейся в тот период обстановке в государстве подобная критика являлась сигналом к началу репрессий в соответствующей сфере. В последние три года вследствие господства идеологических установок массовые исследования в области прикладной психологии были приостановлены, ликвидированы и перепрофилированы учреждения, занимавшиеся психологией и психофизиологией труда, уничтожены публикации, многие ученые репрессированы. На долгие годы изучение вопросов психологии трудовой деятельности было приостановлено, прерван научный информационный обмен с зарубежными учеными.
Отечественные психотехники внесли большой вклад в исследования в области трудовой деятельности, давая новые импульсы к ее развитию. Однако к середине XX в. психотехническое направление и в мировой психологии потеряло свою популярность. Выделились более конкретные направления, оформилась как самостоятельная отрасль психология труда.
Отечественные исследования трудовой деятельности возобновились в 1960-х гг. и очень активно шли до конца 1970-х гг. В 1957 г. в Институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук РСФСР (Москва) создается лаборатория индустриальной психологии под руководством Д. А. Ошанина. В 1959 г. в Ленинградском государственном университете открывается лаборатория инженерной психологии, которую возглавил Б.Ф. Ломов. В течение 1960-1963 гг. аналогичные лаборатории были организованы в Московском государственном университете (В.Ф. Венда), Институте авиационной и космической медицины (В.А. Пономаренко), в Харьковском, Киевском и Тбилисском университетах. Таким образом, наблюдается переход от психотехнического направления исследований профессиональной деятельности к направлению, которое оформилось как психология труда в ее современном понимании.
Появились работы учеников психотехнической школы Ю.В. Котело- вой, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, В.В. Чебышева, а также И.Я. Бойко, К.М. Гуревича, В.П. Зинченко, Е.А. Климова, Б.Ф. Ломова, Д. А. Ошанина, В.Д. Шадрикова и др. Характерной особенностью нового периода в развитии психологии труда являлся перенос внимания на общетеоретические вопросы, в то время как прикладные исследования концентрировались в области инженерной психологии и частных направлений (профессиональное обучение, космическая психология, юридическая психология и др.). На первый план выступают вопросы, связанные с изучением личности работника. Преобладают исследования мотивации и организации трудового процесса, управления трудовой деятельностью. Большую популярность приобретает концепция научной организации труда. Своей задачей ее сторонники ставили разработку способов формирования адекватных мотивов трудовой деятельности, упорядочивания процессов целеполагания и принятия решения в труде, совершенствования систем когнитивных действий, а также изучение механизмов формирования субъективного отражения.
В 1970-е гг. сформировались четыре направления исследования трудовой деятельности:
1. Психофизиологическое направление, концентрировавшее изучение функциональных состояний в труде, таких как работоспособность, стресс, утомление, монотония.
2. Инженерно-психологическое направление изучения системы «человек-машина», в рамках которого шла разработка системотехнических и психологических принципов проектирования деятельности оператора с учетом психологического обеспечения надежности человека.
3. Эксплуатационное направление исследования надежности систем управления, приоритетными вопросами которого являлись разработка оптимальных режимов труда, нормирование рабочей нагрузки, организация контроля и многие другие практические вопросы психологии труда.
4. Педагогическое направление, объединявшее работы по профессиональному обучению, профессиональному отбору и системе аттестации кадров.
Этот период характеризуется активными разработками методологических основ психологии труда. Антропоцентрический подход, предложенный Б.Ф. Ломовым, позволил выявить приоритетное положение субъекта в системе «человек-машина» и вывести проблему оптимизации трудовой деятельности на новый уровень. Особое значение для анализа вопросов психологии труда имело использование системного подхода. Представление о системной организации субъекта труда и трудовой деятельности в целом помогло раскрыть принципиально новые закономерности психической организации деятельности. В частности, В.Ф. Рубахин разработал структурно-эвристическую концепцию послойной переработки информации оператором; В. Д. Шадриков - концепцию системогенеза деятельности; В. А. Бодров установил феномен совмещенной деятельности и разработал стуруктурно-динамический подход к профессиональному отбору операторов; Д. А. Ошанин раскрыл механизмы формирования оперативного образа и создал концепцию оперативности отражения; Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко разработали принцип активного оператора; Е.А. Климов предложил концепцию индивидуального стиля деятельности и создал классификацию профессий.
Параллельно с исследованием собственно системы и субъекта труда шла активная разработка специфической методической базы, а также методологических подходов, исследовательских программ, диагностических тестов и конкретных методик для изучения специфики психики в трудовой деятельности.
В 80-е гг. XX в. произошло окончательное статусное оформление психологии труда. 1970-1990-е гг. ознаменовались развитием мощных научных и учебных центров, активно занимающихся проблемами психологии труда. Это прежде всего кафедры психологии труда Ленинградского и Московского университетов, факультет психологии Ярославского университета, исследовательские лаборатории Института психологии Российской академии наук (РАН) и ряд других. В данных структурных подразделениях сформировались коллективы ученых, разрабатывающих различные научные направления. Следует особо отметить создание ряда научных школ, плодотворно развивающих перспективные идеи в области проблем психологии труда.
В Московском университете разрабатываются теоретические и методологические проблемы деятельности в русле идей Л.С. Выготского и A. Н. Леонтьева. Яркие достижения в области психологии труда и инженерной психологии связаны с именами В.П. Зинченко, Е.И. Ивановой, Е.А. Климова, А.Б. Леоновой, О.Г. Носковой, Ю.К. Стрелкова и др.
Плодотворно развивают идеи Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова в Санкт- Петербургском университете. Разработку методологических вопросов в рамках системного и информационного подходов ведут Г.В. Суходольский, А.И. Нафтульев, В. Л. Марищук и их ученики.
Большая работа в области психологии труда и организационной психологии проводится ярославской психологической школой. Начиная с работ В. Д. Шадрикова, посвященных разработке концепции системогенеза профессиональной деятельности, исследования ярославских психологов охватывают практически весь спектр проблем психологии труда. Это обобщающая психологическая концепция профессиональной деятельности (А.В. Карпов), работы по проблемам профессиональных способностей (Н.П. Анисимова, Л.Ю. Субботина), профессионализации субъекта (Ю.П. Поваренков, В.Е. Орел), по профессиональной диагностике и многие другие.
Институт психологии РАН является одним из ведущих центров фундаментальных и прикладных исследований в области психологии труда и инженерной психологии. Исследовательские проекты, начатые под руководством Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова, В. Д. Небылицына, К.К. Платонова, В.Ф. Рубахина, активно продолжаются в работах современных ученых. Проблемы психической регуляции деятельности отражены в исследованиях В.А. Бодрова, А.В. Брушлинского, Ю.Я. Голикова, Л.Г. Дикой, B. Н. Дружинина, А. Л. Журавлева, Д.Н. Завалишиной, А.Н. Костина и их учеников.
На сегодняшний день психология труда решает различные прикладные проблемы в сфере труда и деятельности профессиональных организаций. Из психологии труда выделились такие прикладные отрасли, как психология управления, организационная психология, экономическая психология. В узком смысле психология управления занимается изучением оптимизации труда руководителей и может рассматриваться как раздел психологии труда. В широком понимании психология управления изучает принципы и структуры управления в целом; в данном контексте она ближе к организационной психологии, исследующей проявления психики людей в контексте функционирования организации. Экономическая психология ориентирована на изучение психологии деловой активности, экономического мышления, психологии рекламы, потребительского поведения. Психология труда выступает в роли связующей дисциплины, разрабатывающей общие теоретические подходы, методы исследования и практические технологии.
В заключение отметим основные тенденции развития современной психологии труда:
1. Происходит разработка новых теоретических концепций психического развития современного субъекта труда. Данная тенденция обусловлена антропологическими изменениями современного человека: перестройкой жизненных ритмов, ментальности, пространства деятельности, сменой ценностей, появлением новых потребностей и новых возможностей их реализации.
2. Изменение пропорции между субъект-объектными и субъект- субъектными видами профессиональной деятельности в сторону последних способствует тому, что в предмете психологии труда начинают доминировать виды деятельности, ориентированные на человека (педагогическая, управленческая, организационная, предпринимательская и пр.).
Назад | Содержание | Вперед |