1.3. Процесс труда как объект комплексного исследования
Труд - сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности.Понятие «труд» используется только по отношению к сознательно регулируемой трудовой активности человека.
Внешняя характеристика трудовой деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности.
Предметом психологии труда выступает психологический уровень субъектно-объектных отношений в процессе трудовой деятельности.
Е.А. Климов рассматривает труд как функциональную психическую систему, центральным звеном которой является личность. Психологический подход к изучению трудовой деятельности направлен на познание:
• психологической сути труда человека как индивида, осуществляющего конкретную социально значимую и технико-экономически нормированную деятельность;
• индивидуальных процессов психики, актуализируемых человеком в трудовой деятельности, а также особенностей формирования когнитивных, личностных, эмоционально-волевых регуляторов, обеспечивающих адекватную реализацию субъекта в трудовой деятельности.
Субъект труда - отдельный работник или профессиональная группа, активно и целенаправленно преобразующие действительность (материальную, духовную) в процессе труда.
Е.А. Климов отмечает, что о сформированности человека как субъекта труда можно говорить только в том случае, когда он реализует в деятельности одновременно следующие четыре психологических признака труда:
1. Труд ориентирован на заданный социально ценный результат.
2. Труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями.
3. В труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления.
4. В труде люди вступают между собой в производственные отношения.
Кроме профессионального труда, с помощью которого люди получают вознаграждение и социализируются, существует и непрофессиональный труд (общественно полезный, самообслуживание). Непрофессиональные виды труда обладают теми же психологическими признаками, что и профессиональный труд.
Предмет труда - это совокупность предметов и явлений, с которыми взаимодействует человек в процессе труда.
Условия труда - система социальных, санитарно-гигиенических и физических характеристик производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Средства труда - совокупность орудий, усиливающих возможности человека в процессе взаимодействия с предметом труда.
Е.А. Климовым разработана психологическая классификация средств труда:
1. Функциональные средства труда.
1.1. Внешние по отношению к сознанию субъекта труда.
1.1.1. Выразительные средства поведения, речи (применяются в работе актера, преподавателя).
1.1.2. Организм человека, его органы (применяются в работе артистов балета, спортсменов, солистов).
1.1.3. Организационные системы, группы людей (хор, оркестр, экипаж, экспедиция). Применяются в работе руководителя, дирижера.
1.2. Внутренние средства (представлены в сознании).
1.2.1. Закрепленные в речи правила поведения, действий.
1.2.2. Невербальные психические образования (мысленные образы продуктов деятельности, процессов).
2. Вещественные средства труда.
2.1. Средства приема информации.
2.2. Средства обработки информации.
2.3. Средства передачи информации.
2.4. Средства воздействия на объекты в природных, технических, информационных системах.
Внутренняя характеристика трудовой деятельности осуществляется на основе психологического анализа ее структуры.
Психологическую структуру любой деятельности, в том числе трудовой, образует устойчивый, постоянный набор ее основных компонентов, которые объективно необходимы для ее реализации: мотивация, целеобра- зование, информационная основа деятельности, антиципирование (прогнозирование) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция. Целостное единство данных компонентов образует психологическую систему деятельности (В. Д. Шадриков).
Исходным компонентом данной системы является мотивация, которая выполняет побудительные и регулятивные функции. В роли мотиваторов деятельности могут выступать самые различные психологические образования: потребности, интересы, установки, побуждения, социальные роли, нормы, ценности и др. Мотивация всегда представлена в деятельности не абстрактно, а конкретно, т.е. в соотнесении с целями деятельности.
Под целеобразованием понимается процесс формирования цели деятельности и ее конкретизации на подцели отдельных действий (задачи). Цель является идеальной формой представления результатов деятельности, которая складывается у человека до начала осуществления деятельности и в дальнейшем оказывает влияние на все ее содержание. Цель выступает в качестве системообразующего фактора деятельности, определяет ее содержание, структуру и динамику.
Под информационной основой деятельности понимается совокупность признаков, которые характеризуют предметные и субъективные условия деятельности, позволяющие организовать ее в соответствии с целями и мотивами. Эффективность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой информационной основы деятельности.
Прогнозирование тесно связано с целеобразованием, поскольку формулировка целей всегда опирается на прогноз будущих событий, а также предвидимых изменений объекта и условий деятельности. С психологической точки зрения процесс прогнозирования базируется на фундаментальной способности человека к предвосхищению (антиципации) будущего. Антиципация является главной формой опережающего отражения субъектом действительности.
Следующий базовый компонент - принятие решения - занимает в структуре деятельности центральное, иерархически главное положение. Он включает в себя следующие этапы:
• ориентировка в ситуации неопределенности, определение ее вида и типа, а также системы требований к итоговому решению;
• информационная подготовка решения, связанная с поиском и анализом возможных путей снятия исходной неопределенности, а также с оценкой возможных последствий принятия тех или иных альтернатив;
• принятие решения на основе выбора одной из сформулированных ранее альтернатив;
• реализация выбора (исполнение);
• коррекция принятого решения.
Процесс планирования направлен на конкретизацию вырабатываемых субъектом решений и определение программы деятельности. Содержание процесса планирования включает:
• ориентировку в ситуации, определение основных трудностей;
• выработку альтернативных вариантов выхода из сложившейся ситуации;
• сравнительный анализ этих вариантов, взвешивание их преимуществ и недостатков;
• выбор одного из вариантов, наиболее отвечающего достижению цели;
• разработку технологии его осуществления на основе конкретизации и детализации;
• реализацию плана;
• оценку эффективности, внесение в случае необходимости коррективов;
• сопоставление реально достигнутых результатов с исходными целями.
Два следующих функциональных компонента психологической системы деятельности - контроль и коррекция - взаимосвязаны и взаимообусловлены. Контроль (самоконтроль) характеризуется сопоставлением идеальной формы предвидимых результатов деятельности с реально достигнутыми. Коррекция реализуется на основе обратной связи о достигаемых результатах. Благодаря процессам контроля и коррекции общая структура деятельности приобретает замкнутый (кольцеобразный) характер, что обеспечивает ее адаптивность и способность к гибкой перестройке при изменении внешних и внутренних условий.
Процесс формирования психологической структуры деятельности сопровождается установлением связей между функциональными блоками, развитием отдельных компонентов, изменением их удельного веса и называется системогенезом.
Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяет возможности классификации ее видов по различным признакам. Первые попытки разделения видов трудова были предприняты еще в Римской империи, где для обозначения трудовой деятельности пользовались двумя терминами: «labor» и «opus». Под первым подразумевался тяжелый физический труд, предназначенный для рабов. Труд в значении слова «opus» предназначался для свободных римлян и, в отличие от обезличенного рабского труда, рассматривался как возможность реализации собственного призвания.
Классификация видов труда:
1. По характеру рабочей нагрузки субъекта труда:
1.1. Физический.
1.1.1. Ручной. Характеризуется значительными мышечными усилиями, повышенными энергозатратами.
Примеры: землекоп, кузнец ручной ковки, каменщик и пр.
1.1.2. Механизированный. Отдельные операции выполняет машина. От человека требуются специальные знания и двигательные умения (связанные со скоростью и точностью движений).
Примеры: токарь, фрезеровщик и пр.
1.1.3. Автоматический. Выполнение операций по обслуживанию технического устройства. Предъявляются требования к скорости сенсомоторных реакций.
Примеры: подать в станок материал для обработки, вынуть готовое изделие, осуществить штамповку типовых деталей.
1.2. Умственный.
1.2.1. Управленческий.
Примеры: руководители предприятий, учреждений и пр.
1.2.2. Операторский (информационное взаимодействие с техникой).
Примеры: оператор транспортного средства (пилот, машинист, водитель), диспетчер (организация движения воздушного, железнодорожного и водного транспорта), оператор- технолог (контроль состояния оборудования).
1.2.3. Творческий (один из наиболее сложных видов трудовой деятельности).
Примеры: научные работники, композиторы, конструкторы и пр.
2. В зависимости от условий деятельности:
2.1. Труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений).
2.2. Труд при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление - водолазы, низкие температуры - полярники, информационные перегрузки - диспетчеры).
2.3. Труд в экстремальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).
3. По форме организации деятельности:
3.1. Регламентированный (с определенным порядком работы).
3.2. Нерегламентированный (со свободным порядком работы).
3.3. Смешанный (пересменка, вахта).
3.4. Индивидуальный и коллективный (совместный).
К основным видам физического труда относятся ручной, механизированный и автоматизированный труд. Ручной труд является исторически наиболее древним, насчитывающим с момента появления самых примитивных орудий из камня и кости около трех миллионов лет. В настоящее время ручной труд можно подразделить на простой (не требующий специальных навыков, умений обращения с современными инструментами и приборами) и сложный (основанный на длительной подготовке, научнотехнических знаниях и мастерстве работника). Сложный ручной труд (например, труд лекальщика, каменщика) не утратил в определенных исторических масштабах своего значения, в то время как простой ручной труд постепенно себя изживает. Механизированный труд также насчитывает значительный исторический опыт (со времен промышленной революции и изобретения первой промышленной машины). Внедрение механизированного труда сопровождалось передачей техническим средствам физических функций человека, в то время как использование автоматизированного труда - передачей контрольно-управляющих и логических функций.
Характерная особенность автоматизированного труда состоит в том, что при помощи приборов и автоматически действующего оборудования производственные процессы осуществляются без непосредственного участия человека, однако под его контролем и наблюдением. Расширение сферы дистанционного управления приводит к тому, что человек должен судить о реальных процессах по показаниям приборов. Деятельность работников за пультом управления неизбежно сопровождается особой разновидностью производственного утомления. Широкий поток перерабатываемой информации приводит к значительным изменениям в динамике высшей нервной деятельности и нервно-гуморальных функциях организма человека.
Умственный труд наименее механизирован по сравнению с другими видами деятельности человека. Все большее перемещение трудовых процессов в умственную сферу, высокая информационная насыщенность, а в ряде случаев экстремальность внешних условий и рабочих ситуаций предъявляют высокие требования к состоянию психической сферы человека. Умственные виды труда, в отличие от физических, характеризуются большей напряженностью познавательных процессов и творческих способностей. В качестве орудий интеллектуального труда выступают современные системы управления и переработки информации, которые используются для трансляции управляющих действий от одной группы людей к другой.
Назад | Содержание | Вперед |