ВВЕДЕНИЕ
Право на социальное обеспечение является одним из общепризнанных социально-экономических прав человека.
В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) оно выражено в следующей формулировке: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».
Конституция Российской Федерации в ст. 39 указывает на гарантии социального обеспечения «по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
Законодательство в этой сфере общественных отношений является основой самостоятельной отрасли права - права социального обеспечения.
Государство осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением денежных средств и услуг в целях удовлетворения потребностей граждан, которые по той или иной причине не способны обеспечить самостоятельно источник средств к существованию.
В условиях перехода к рыночной экономике права социального обеспечения получило новые стимулы к развитию, но уже на основе новых концепций и принципов.
Так, одной из важнейших задач, стоящих в настоящее время перед страной, является реализация пенсионной реформы. От того, как будет решена эта задача, зависит не только решение комплекса проблем в области социального обеспечения. Успех пенсионной реформы может положительно повлиять на уровень сбережений населения, на характер и масштабы инвестиционных процессов, на развитие жилищного строительства и т. д.
Сегодня пенсионная система России построена по так называемому «распределительному» принципу, основанному на солидарности поколений, что дает возможность обеспечивать жизнь лиц преклонного возраста только за счет перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП).
Однако в последние десятилетия подобная система поставлена под сомнение практически на всех континентах. В целом ряде стран в большей или меньшей степени стал использоваться иной принцип построения пенсионной системы - накопительный. При таком способе работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и вместе с полученным от инвестиций доходом используются для пенсионного обеспечения именно тех людей, которые осуществляли это накопление.
В тесной связи с пенсионной реформой происходят изменения и в других областях социального обеспечения. Это касается социальной помощи малоимущим, расширения сферы обязательного социального страхования (в частности, от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве), иных правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения граждан.
Таким образом, право социального обеспечения обращено ко всем гражданам и сопутствует каждому человеку в течение всей его жизни. Именно по этой причине так велико число обращений граждан за разъяснением вопросов, связанных с применением законодательства о социальном обеспечении.
Назад | Содержание | Вперед |