Политика в области народонаселения и национальная безопасность государства
Дмитриева Ю.В.(Государственный университет управления, Институт управления миграционными процессами, Москва)
Необходимо рассматривать политику в области народонаселения как важную составляющую часть политики национальной безопасности. Демографический аспект политики национальной безопасности в первую очередь включает в себя обеспечение защиты жизни людей, а также процессов естественного воспроизводства, что связано с удлинением человеческой жизни, повышением эффективности демографического воспроизводства и расширением демографических свобод.
Проблему численности и структуры населения необходимо приравнять к приоритетным направлениям в политике государства, так как численность и состав населения оказывают прямое воздействие на выполнение поставленных целей и задач во всех областях жизнедеятельности человека. Только многочисленное население может сохранить государственные территории (такие территории, которыми обладает Россия), кроме того, высокая доля трудоспособного населения может выполнить имеющиеся экономические и социальные программы, а значит, способствовать укреплению позиций (политических, военных, экономических и др.) собственной страны. Таким образом, только при наличии демографического потенциала государства можно рассчитывать на достижение его процветания.
Любая политика государства должна строиться на основе национальных интересов государства. Жизненно важным демографическим интересом государства является поддержание такой численности населения, которая не привела бы к постепенному обезлюдиванию территорий, поддержанию соответствующего уровня трудоспособного населения, которое не испытывало бы дополнительной экономической нагрузки. Национальные интересы государства в свою очередь подвергаются воздействию как внутренних, так и внешних угроз и как следствие этого нарушают систему безопасности государства в данном случае демографической. В связи с этим необходимо выделить угрозы со стороны демографического развития государства для национальной безопасности РФ, которые могут наступить в ближайшем будущем:
- общее сокращение численности населения, снижение его плотности до параметров почти в три раза меньше среднемировых создадут опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире, возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации;
- уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения проблемы комплектования вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведение других мер связанных с национальной безопасностью (по сравнению с 2000 г. численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократиться к 2016 г. с 3,46 млн. чел. до 1,99 млн. чел.);
- сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал РФ;
- реальная экономическая угроза связана с уменьшением численности населения рабочих возрастов и соответственно с сокращением экономического потенциала страны (в условиях ожидаемого экономического роста, сокращения экономически активного населения (по оценке Минэкономразвития России на 3,2 млн. чел. за 2006-2010 гг.) вызовет дефицит рабочей силы, который может покрываться за счет нерегулируемой миграции из стран Среднего Востока, Китая, Вьетнама);
- в связи с постарением населения возникнет опасность дефицита рабочей силы, увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, повысится нагрузка на систему здравоохранения и социальные органы;
- общее сокращение численности населения, сопровождающееся сокращением численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению.
Необходимо отметить еще один немаловажный процесс, который оказывает существенное влияние на численность населения, наряду с рождаемостью и смертностью это миграция населения. Проблемы, связанные с этим процессом, необходимо считать приоритетными при рассмотрении вопросов национальных интересов государства, а также при оценке условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Отметим только, что эффект от данного процесса имеет как отрицательные стороны влияния, так и положительные на развитие государства в целом, на национальную безопасность в частности, а также зависит от характера миграционных перемещений.
Таким образом, влияние развития демографической ситуации на национальную безопасность государства неоспоримо. Особенно это важно для России, где с каждым годом угроза потери многих позиций нашего государства в мире, становится более реальным и неизбежным в связи с катастрофической потерей населения, связанной с ростом смертности и падением рождаемости, а также крупными механическими перемещениями населения, как внутри страны, так и за ее пределы.
Политика в области народонаселения в современной России это в первую очередь политика социальная, но в современных условиях развития демографической ситуации на первый план выдвигаются экономические механизмы воздействия на развитие ситуации в области народонаселения. Г лавной задачей политики в области народонаселения должно быть обеспечение гражданам необходимых условий для нормальной цивилизованной жизни, свободного развития и самовыражения. Поэтому сегодня необходимо включить все экономические возможности государства для того, чтобы сделать жизнь своего народа процветающей, а народ, в свою очередь, получив возможность, к достойному существованию не заставит себя ждать. Экономические механизмы - приоритетные механизмы управления всех государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводством населения. В частности необходимо выделить главные направления регулирования в области политики народонаселения: регулирование демографическими процессами вообще, регулирование условиями занятости и труда, регулирование уровня и качества жизни населения (доходы, образование, охрана здоровья, социальное обеспечение). Отметим, что повышение уровня и качества жизни граждан государства российского необходимо рассматривать как важную основу для построения государственной политики развития в целом. Без создания цивилизованных условий существования граждан государства нельзя начинать реформы в какой-либо другой области развития, они заранее обречены на провал. «Реформа человеческой жизни» вот главный лозунг сегодняшнего времени.
Назад | Содержание | Вперед |