Политика народонаселения между прошлым и будущим (вместо введения)
Елизаров В. В.
(Руководитель Центра по изучению проблем народонаселении экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва)
Выбирая политику народонаселения темой Четвертых Валентеевских чтений мы опирались на традиции научной школы, созданной основателем нашего Центра профессором Д.И.Валентеем. Задачи демографической науки не ограничиваются описанием происходящих в населении изменений, их причин и последствий. Задача науки - предложить свои выводы и рекомендации в такой форме и с такой убедительной аргументацией, чтобы они могли быть поняты и поддержаны законодательной и исполнительною властью, могли стать реальной частью среднесрочных и долгосрочных стратегий экономического и социального развития.
Выступая на открытии конференции я процитировал одну из фундаментальных работ Д.И.Валентея «Теория и политика народонаселения». Написанное почти 40 лет назад строки, прозвучали на удивление актуально. Приведу этот фрагмент книги полнее, чем в устном выступлении, позволив себе лишь расставить некоторые акценты посредством шрифта.
«...Является ли законом социализма обязательно большой прирост населения путем большой рождаемости? Как изменить параметры воспроизводства населения в тех районах, где они неблагоприятны? Это проблемы национальной важности.
Борьба с абортами и здоровье женщины, забота о дальнейшем сокращении детской смертности, улучшение материального положения многодетных, улучшение жилищных условий молодоженов, строительство необходимого количества детских учреждений, улучшение постановки общественно организованного питания и облегчение домашнего труда женщин - весь этот широчайший круг вопросов имеет самое прямое отношение к вопросу о воспроизводстве населения.
А чем объяснить падение рождаемости в семьях, где имеется все необходимое для содержания и воспитания второго и третьего ребенка? Не правы ли в этом случае те, кто считает, что остановиться на одном из факторов (например, рост материального благосостояния семьи или более высокий образовательный уровень) и им ограничиться, значит, по сути, не сказать ничего?
Изменения параметров воспроизводства оцениваются многими учеными как неблагоприятные в ряде районов страны. ... Среди них особенно важное значение приобретают вопросы, связанные с уровнем рождаемости. Рождаемость в нашей стране неуклонно падает. На известной части Советского Союза не обеспечивается даже простое возобновление поколения.
В связи с этим необходимы определенные законодательные мероприятия, определенная государственная политика, которая отвечала бы потребностям времени.
В частности, следует поставить вопрос о выдаче в ряде союзных республик весомых пособий матерям при рождении второго и третьего ребенка вместо того, чтобы поощрять рождение 9-х и 10-х детей.
Необходимо ввести дифференцированное демографическое законодательство, так как то, что уместно, допустим, на Украине или в Прибалтике, оказывается совершенно неуместным в Средней Азии или в Азербайджане. Указ Президиума Верховного Совета от 8 июля 1944 г. в некоторых своих частях уже устарел.
Необходимо также принять меры к распространению современных средств контрацепции, из-за отсутствия которых женщины вынуждены прибегать к абортам, что ставит под угрозу здоровье женщин и нередко приводит к бесплодию. Однако несмотря на то, что в нашей стране аборты приобрели чрезмерно большое распространение, законодательное запрещение абортов мы считаем отнюдь не целесообразным, так как неминуемое последствие такого запрещения - широкое применение криминальных абортов - повлечет за собой во многих случаях весьма тяжелые для женщин последствия.
Как изменить параметры воспроизводства населения в тех районах, где они неблагоприятны? Как увеличить там рождаемость? Об этом надо думать уже сегодня.
Трудно поверить, что это написано 4 десятилетия назад, в середине 60-х годов...
Политика населения, несмотря на свою многовековую историю, увы, все еще не готова предложить универсальные рецепты результативных действий в условиях, когда депопуляция приобрела устойчивый характер и масштабы и последствия сокращения населения таковы, что становятся реальной угрозой будущему России.
Участники конференции «Политика народонаселения: настоящее и будущее», в своих докладах и выступлениях на секциях и Круглом столе пытались найти ответы на самые злободневные вопросы современного демографического развития России, многие из которых тесно переплетаются с процитированными выше вопросами, поставленными Д.И.Валентеем.
Что делать в ситуации, когда рождаемость - одна из самых низких в мире, а смертность выше, чем в любой из развитых стран? Когда превышение числа умерших над числом родившимися составляет около 800 тыс. человек в год? Каковы шансы достижения целей, поставленных в «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» (2001 г.): «...стабилизации численности населения и формирования предпосылок к последующему демографическому росту»? Возможно ли и какими мерами стимулирование рождаемости? Каковы пути и возможности снижения смертности и повышения продолжительности жизни? Нужно ли поощрять миграцию в Россию? Как выбрать правильные приоритеты для политики федерального уровня? Куда и какие ресурсы следует направить? Каким должен быть вклад регионов в решение демографических проблем? Достаточно ли у нас объективной демографической информации для обоснования целей и программ действий в области политики народонаселения? Что думают об этом и как строят свою демографическую политику наши соседи из ближнего зарубежья?
По мнению большинства участников конференция прошла успешно, дала немало новой информации и идей для исследований и деятельности в области народонаселения.
Актуальность темы конференции и рассмотренных на ней проблем подтвердилась спустя полмесяца после завершения работы 4-х Валентеевских чтений, когда мы все ознакомились с содержанием очередного ежегодного президентского послания.
Президент уже не первый год в своих посланиях касается темы демографического кризиса. . Однако за это время реальных шагов для его разрешения власть так и не предприняла.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г. было четко и ясно сказано, что «успех нашей политики во всех сферах жизни тесно связан с решением острейших демографических проблем», и что решение таких проблем «нельзя откладывать».
Было подчеркнуто, что «Меры по созданию условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочению миграции, должны реализовываться одновременно», выражалась вера в то, что «нашему обществу по силам решить эти задачи и постепенно стабилизировать численность российского населения».
Низкая рождаемость названа «общенациональная проблемой», поставлена задача «повысить престиж материнства и отцовства, создать условия, благоприятствующие рождению и воспитанию детей».
Хорошо бы, чтобы за этими замечательными словами последовали не менее замечательные дела.
Сегодня государство лишь в минимальной степени или вовсе не выполняет свои обязательства по экономической и социальной поддержке семей с детьми, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, «Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.», «Основными направления государственной семейной политики», Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей », Трудовым кодексом РФ.
Так в «Концепции демографического развития» было предусмотрено создание предпосылок для повышения рождаемости. В числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи было названо «повышение материального благосостояния семьи и создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей». Это предполагало: совершенствование системы выплаты пособий, гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности, дифференцированный подход к определению размеров пособий и налоговых вычетов с учетом материальных условий семьи и ее социального положения, улучшение жилищных условий молодых семей в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье.
В соответствии с «Основными направлениями государственной семейной политики» было предусмотрено «дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия, включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет в валовом внутреннем продукте до 2,2 процентов». На деле же отношение расходов на семейные и материнские пособия к величине ВВП сократилось с 0, 98% в 1996 г. до менее, чем 0,3% в 2004 гг.
Статья 2. Трудового кодекса РФ «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» предусматривает «обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда». На сегодня же МРОТ равен 720 руб. и покрывает лишь % прожиточного минимума трудоспособного. Поскольку сегодня средняя заработная плата не включает в себя расходы на расширенное воспроизводство работников, те. на 2-3 детей, то нужны специальные инструменты демографической политики (пособия, налоговые и иные льготы), которые образуют систему государственной поддержки семей с детьми.
Развитие экономических мер поддержки семей с детьми, в сочетании с пропагандистскими мерами, направленными на расширение информированности молодежи о репродуктивных правах, государственных (федеральных и региональных) возможностях, пособиях и льготах могут позволить создать среду, в которой решения о рождении детей будут приниматься более свободно и более ответственно.
Небольшой рост числа рождений, наблюдаемый с 2000 г., вызван благоприятными структурными факторами (сегодняшний рост численности молодежи - это результат высокой рождаемости 80-х годов), которые себя исчерпают в самое ближайшее время. Если не принять мер по активизации демографической и семейной политики, то нас ждет следующее падение рождаемости, еще большее, чем в 90-е годы, и соответствующий рост убыли населения. Нужно подготовить и принять в течение 2-3 лет Закон о государственных гарантиях поддержки семей с детьми, разработать федеральную и региональные программы мер, стимулирующих рождение нескольких детей. Все это потребует существенного увеличения затрат на поддержку семьи с детьми, увеличения расходов на семейные и материнские пособия (до 1 % к 2007 г., до 2% к 2010 г.).
Эти меры должны сопровождаться комплексной программой снижения смертности и увеличения продолжительности жизни, а также соответствующей стратегическим интересам России миграционной политикой.
Назад | Содержание | Вперед |