6.2. Социальные типы незанятых
Учитывая особенности нахождения индивидов на рынке труда (стадии и стратегии поведения) и положения о том, что адаптация к макросоциальной среде осуществляется через адаптацию к изменившейся, вследствие потери или отсутствия работы, первичной среде, для социальной типологизации безработных может быть использована методика эмпирической типологизации.
Предложенная типологизация основывается на классификации показателей, характеризующих отношение групп исследуемых индивидов к рынку труда, в частности, к необходимости иметь работу, и к причинам отказа от поиска работы. Классификация выборочной совокупности осуществлялась по признакам-проявлениям, отражающим субъективное отношение респондентов к рыночным условиям. Компонентами признакового пространства являлись: когнитивные (отражающие отношение к рынку труда); аффективные (степень опасений и ожиданий от внедряемых новшеств); поведенческие (степень поддержки мер по утверждению в обществе рыночных отношений и готовности принимать активное участие в их реализации).
В результате эмпирической типологизации были выявлены социальные типы незанятых жителей трех уровней.
На первом уровне типологизации выявлено, что вся генеральная совокупность подразделяется на три социальных типа индивидов, её составляющих, определяющей для которых является степень их социальной активности в новых экономических условиях.
Первый тип - объединяет незанятых, считающих наиболее приемлемыми экономические отношения, в основе которых рынок без каких-то ограничений. Признакам этого типа, условно обозначенного как ВА (высокоактивные), соответствовали 8,3% всех опрошенных. В основном индивиды, отнесенные к этому типу, имеют наибольшие способности к адаптации в новых рыночных условиях, проявляют наибольшую активность. Высокоактивные используют внедряемые рыночные отношения в качестве возможности для удовлетворения своих потребностей в повышении материального благосостояния, уверенности в своем будущем и будущем своей семьи, а также для удовлетворения духовных потребностей, потребностей в общественно-политической деятельности. Эти незанятые поддерживают преобразования общественных отношений и предпринимают конкретные шаги для их утверждения. Представители этого типа в большинстве принадлежат к работникам высокой квалификации, имеют более высокий образовательный уровень, владеют необходимыми знаниями особенностей рыночной экономики, они потенциально готовы действовать в новых условиях и добиваться успехов.
Незанятые второго типа, условно обозначенные как СА (среднеактивные), представляют собой наиболее многочисленную группу - 52%. Для них приемлемы экономические отношения, в основе которых регулируемый рынок, но переход к рынку сопряжен со значительными трудностями в удовлетворении жизненно необходимых потребностей. Вхождение в рыночную экономику у представителей этого типа связано с большим напряжениеминтеллектуальных и физических сил, потерями и приобретениями, разочарованиями и успехами.
В основной массе среднеактивные представлены работниками средней возрастной группы, женщинами, семейными, со среднем уровнем образования, квалификации и дохода. Они придерживаются умеренных, осторожных взглядов на проводимые экономические реформы. Незанятые социального типа - среднеактивные в силу своего реального положения, интересов, квалификации и способностей имеют меньшие потенциальные возможности быстрой адаптации на рынке труда, следовательно, и в новых экономических условиях.
Третий социальный тип - низкоактивные (НА) составляют те незанятые граждане, которые проявляют наименьшую активность в поиске работы и решении других жизненно важных проблем (37 %)41. Ощутив негативные последствия внедрения рыночных отношений, в виде снижения возможности для удовлетворения элементарных потребностей, незанятые этого типа наиболее приемлемыми считают экономические отношения, в основе которых централизованная система управления экономикой. По оценкам экспертов, такие характерные особенности представителей этого типа, как острая неудовлетворенность своим социальным и материальным положением (13%), неуверенность (87%), отсутствие активной тактической позиции (47%), неприятие рыночных экономических отношений (20%) препятствуют их адаптации на рынке труда.
Указанная типология незанятых позволяет адресно применять меры, предлагаемые государственными органами содействия занятости населения.
Назад | Содержание | Вперед |