10.4. Стрессы и пути их преодоления

  Одним из важнейших социально-психологических аспектов управленческой деятельности является преодоление стрессов. В литературе данная проблема рассматривается с двух сторон: стрессовые состояния руководителей и стрессовые состояния подчиненных.
  В любой, даже наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Чрезмерный стресс может оказаться разрушительным для индивида и, следовательно, для организации. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни.
  Под организационными понимают следующие факторы:
  1. Перегрузка или напротив, слишком малая загруженность работника. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной системе организации и ощущает себя явно невознагражденным.
  2. Конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые требования. Этот конфликт может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия (когда разные руководители могут давать подчиненному противоречивые задания). В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.
  3. Непреодолимость ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не противоречивые, но они уклончивые и неопределенные. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что и как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
  4. Неинтересная работа. Взгляды людей на понятие «интересная работа» различаются. То, что кажется интересным одному, совсем не обязательно будет интересным для другого.
  Необходимо отметить, что положительные события личной жизни человека в равной или даже большей степени могут вызвать стресс, как и отрицательные события.
  В управленческой литературе предлагаются пути предотвращения и преодоления стресса:
  - налаживание особенно эффективных и надежных отношений с руководителем (требуется понимание его проблем и помощь ему в понимании проблем его подчиненных);
  - не следует соглашаться с руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (необходимы дополнительные объяснения);
  - информирование руководителя или сотрудников, что не ясны критерии оценки качества работы;
  - публичное обсуждение проблемы скуки или отсутствие интереса к работе - включение в график рабочего дня кратковременных перерывов для смены хода мыслей;
  -умение объяснить отказ при достижении предела, после которого сотрудник не в состоянии взять на себя больше работы.

Назад Содержание Вперед