5.2. Теории социальных изменений в социальной работе
Творческим развитием теории действия является теория социальных изменений, лежащая в основе научных построений современной социальной работы. Среди идей многочисленных авторов теорий изменений необходимо выделить концепцию социальных изменений известного ученого, президента Международной социологической ассоциации П.Штомпки. Он рассматривает социальное изменение как различие между состоянием одной и той же социальной системы в последовательные отрезки времени. Следовательно, это понятие указывает на переход системы из одного состояния в другое. Изменения происходят на институциональном и деятельностном уровнях, они касаются состава системы; связей ее элементов, т.е. социальных норм, интересов, идей и взаимодействий; ее границ и функций; ее социального окружения. Они могут быть связаны с поведением людей, их отношением к социальной ситуации, их мировоззрением и пр. (101).
Изменения могут вызываться обстоятельствами, не зависящими от социальных субъектов, но, прежде всего, они являются социальными изменениями, инициируемыми людьми. Именно личность через свою деятельность определяет характер изменений, она способна изменять социальные структуры и способы их организации. Исходным пунктом для изучения проблемы изменений является состояние системы в определенный момент, которое описывается путем выявления комплекса наличных социальных отношений и социальных тенденций, стремящимися этот порядок превзойти. Понятие изменений П.Штомпка дополняет понятием процесса, которое служит для описания хода взаимообусловленных и поэтапных изменений системы на различных ее уровнях (102. С.455-456).
П.Штомпке принадлежит также концепция «травмы социальных изменений», которая, в частности, позволяет специалистам социальной работы лучше понять феномен трудной жизненной ситуации клиента. Парадигма травмы внедряется в сферу социальных наук с конца XX в., доминируя в анализе социальных изменений. Она освещает их негативные, дисфункциональные последствия, которые могут возникать независимо от содержания перемен в различных областях социальной жизни, приводя к нарушению привычного хода событий.
Согласно данной концепции, резкие, глубокие и неожиданные социальные изменения, которые воспринимаются человеком как нечто пришедшее извне, шокирующее и отталкивающее, вызывают травмы перемен, нарушающие культурную и, следовательно, коллективную и индивидуальную идентичность. Эти изменения могут носить реальный характер, проявляясь в сфере культурных контактов, политики и экономики. Однако виртуальные изменения, а также изменения восприятия и интерпретации событий также приводят к травматическим результатам.
Последствиями перемен на уровне личности, группы и общества выступают дестабилизация, дезорганизация и дезориентация. Так, в масштабах индивидуальной биографии человека травматические изменения проявляются как стрессовые, внезапные, вызывающие шок и потрясение (болезнь, потеря работы и т.д.). Иногда они накапливаются постепенно и длительно, например, последствия девиантного поведения, старение и пр. На уровне группы происходят коллективные травмы, связанные с нарушением ее структуры (производственный конфликт) или с ее распадом (развод). Исторические травмы в обществе - кризисы, войны, массовые миграции, имеют наиболее масштабные негативные последствия, воздействуя на уровне социальных институтов на всю ткань культуры. Во всех этих случаях подвергаются разрушению системы норм, ценностей, навыков и смыслов, объединяющие людей.
Травма выступает и как само событие - например, уход на пенсию, и как результат этого события (одиночество, обида и пр.). Взаимосвязь этих двух смыслов П.Штомка рассматривает в динамике, используя понятие «травматический процесс» - это процесс появления, распространения и углубления травмы, а также формирования и использования стратегий, нацеленных на ее преодоление. Исходным моментом данного процесса являются социальные изменения, носящие потенциально травматогенный характер; за ним следуют факторы, актуализирующие травму; потом наступает травматическое состояние, которое выражается в определенных симптомах; далее предпринимаются действия для смягчения травмы; и, наконец, достигается ограничение или полное преодоление травмы. При этом продолжительность травмы выступает как переменная величина, зависящая от различных конкретных обстоятельств.
Особое значение для развития теории социальной работы имеет характеристика, которую автор концепции дает факторам-посредникам и способам преодоления травмы. Отдельные люди и группы по-разному подвержены травме, поскольку обладают разными схемами интерпретации травматической ситуации и различными ресурсами защиты от травмы. Так, определение события как травмирующего может вызвать у человека симптомы травмы - состояние беспокойства, ощущение безнадежности, синдром отсутствия доверия к социальным институтам и др. Напротив, придание ситуации иного смысла вызывает возможность преодоления жизненной трудности. Например, увольнение можно воспринять как шанс занять другую, более привлекательную должность. Ресурсы, защищающие от травмы, носят характер финансового, социального и культурного капитала и имеют универсальное значение в различных травматогенных обстоятельствах. Ими могут выступать деньги, социальные связи, образование и навыки.
П. Штомпка выделяет индивидуальные, массовые и коллективные стратегии, помогающие людям справиться с травматической ситуацией.
Индивидуальные стратегии являются попыткой человека справиться с травмой или приспособиться к ней с помощью личностных средств.
Массовые стратегии указывают на спонтанные реакции определенной совокупности людей на травматические ситуации.
Коллективные стратегии представляют собой совместные организованные реакции группы на травматогенные обстоятельства.
В каждом виде стратегии можно выделить типичные цели ее субъектов, которые обусловливают активные или пассивные реакции на травму. Эти цели предполагают:
- интерпретацию и реинтерпретацию ситуации, т.е. изменение восприятия травматического события;
- преодоление состояния культурной дезорганизации и дезориентации путем укрепления новых ценностей, норм и образцов;
- смягчение или полное устранение самого травматического явления (например, безработицы, инфляции и т.д.);
- активное содействие процессам, способствующим преодолению травмы (молодежная политика, социальная поддержка старшего поколения и т.п.);
- расширение ресурсов различного вида - экономического, финансового, социального, культурного капитала субъектов (например, развитие предпринимательства, создание общественных организаций, распространение ценностей здорового образа жизни).
Каждая из этих целей может быть эффективно использована в конкретной ситуации социальной работы, противодействуя травме клиента. «Конец травмы», согласно концепции, на уровне общества знаменует собой создание новой групповой идентичности, т.е. формирование целостной системы ценностей, норм и убеждений, которые будут передаваться следующим поколениям. На личностном уровне он означает возрождение индивидуальной идентичности, связанной с ощущением своего места в социальной системе, с применением новых правил и образцов (102).
В своей концепции П.Штомпка характеризует дискурс травмы как аспект социальных изменений, имеющий как деструктивные, так и конструктивные последствия. Основной конструктивной функцией культурной травмы, по мнению автора, является формирование новой культурной идентичности вследствие стимулирования субъектности, творческой активности общества и личности.
Задание
Раскройте суть понятия дискурса, используя словарь основных терминов данного учебного пособия.
В целом создатели современных концепций в русле теории изменений (Э.Гидденс, А.Турен, А.Этциони, М.Крозье и др.) концентрируют внимание на идее социального становления - социальных трансформациях как механизме воспроизводства действительности индивидуальными и коллективными деятелями в их взаимосвязанных действиях.
Одно из направлений развития теории социальных изменений - это социология сетей, основанная на идеях Г.Зиммеля, П.Блау, Т.Бернса, М.Кастельса и др. Этот подход позволяет одновременно принимать во внимание индивидов и структуры, которые «снизу» и «сверху» обусловливают промежуточный уровень социальной реальности, отражающий подлинную ее сущность - деятельность, или практику. Положение в «сетевом обществе» в современной науке рассматривается и как детерминанта социальных проявлений индивида, и как социальный капитал, позволяющий ему реализовывать свои устремления.
В русле теории социальной работы «сетевой» подход развивает российский ученый Т.К.Касумов, который на основе понятий «сети жизни», «потенциальные и реальные сети» рассматривает взаимодействия в сетях как структурах рациональной множественности, условия самостоятельных и зависимых действий их сплоченных фрагментов (25).
В данных теориях социальная реальность предстает в виде динамического жизненного процесса, последовательности наступающих друг за другом изменений, которые конструируются путем творчества деятелей - социальных субъектов, находящихся в едином процессе развития с трансформирующимся обществом.
Альтернативы действий рождаются в социальном пространстве во множестве в каждый конкретный момент существования системы, являющийся, по сути, бифуркационным. Восставая из хаоса, общество самоорганизуется и обретает объективность благодаря социальной интеракции и коммуникации активных и мыслящих субъектов. Таким образом обеспечивается жизнедеятельность людей в разных сферах их опыта, и жизненный мир передается из поколения в поколение.
Задание
Изучите главы 8 и 9 книги П.Монсона «Лодка на аллеях парка: Введение в социологию» (М., 1994) и подготовьте к практическому занятию сообщение «Жить в обществе - объясняющий, понимающий и изменяющий подходы к изучению социальной реальности».
Представления о мире с точки зрения теории социальных изменений позволяют отказаться от идеи его дуальности, от противопоставления общества и природы и выделить взаимосвязанные компоненты оптимизации социальной сферы. Это изменение взаимодействий в социоэкологической среде, изменение взаимоотношений внутри общества на всех уровнях его организации и изменение самой личности. Подход к реальности с точки зрения социальных изменений формируется на стыке западной и восточной социокультур и, в частности, может ориентироваться и на российскую социальную и ментальную среду.
Проблемы социальных изменений находятся в центре внимания исследователей социальной работы. В рамках теории изменений на общем собрании членов Международной федерации социальных работников в 2000 г. в Монреале была дана теоретическая характеристика социальной работы. Подчеркивалось, что она базирует свою методологию на систематизированном знании, полученном в результате анализа практики и развития теорий, связанных с человеческим поведением и функционированием социальных систем. Таким образом осуществляется исследование и стимулирование индивидуальных, организационных, социальных и культурных изменений (40. С.44; 83. С.71).
Концепция социальных изменений позволяет сформировать интегральный методологический подход к исследованию социальной реальности, ведущий к созданию комплексной модели теории и практики социальной работы. Ее следует считать основополагающим теоретическим аспектом социальной работы.
Интегральный методологический подход представляет пространство социальной работы в виде потока изменений, основанных на взаимодействиях активных и влияющих друг на друга людей, пытающихся достичь гармонии в отношениях с окружающим миром. При этом содержание социальной работы включает социальные изменения, воплощенные в субъекте, объекте и среде их взаимодействия, что может быть рассмотрено на макро- и микроуровне реальности.
На макроуровне действительности интегральный подход включает изучение социальных изменений в социально-экологической сфере, их причин, значения и последствий, независимо от того, опережают ли собственные изменения объекта ход социального движения, или среда меняется быстрее, чем объект социальной работы. На микроуровне интегральный подход позволяет специалисту социальной работы познавать каждый ее момент (который теория изменений описывает как «событие») и действовать в нем совместно с клиентом, актуализируя потенциал его личности и выстраивая с ним партнерские отношения.
Так, на макроуровне познание социального пространства социальной работы с помощью теории социальных изменений воплощается в экоантропо- центристском подходе и в концепции устойчивого развития.
Задание
Вернитесь к разделу 2.1. и объясните, почему именно социальноэкологическая среда представляет собой пространство социальной работы.
Экоантропоцентристский научный подход опирается на идеи экзистенциализма, учение В.И.Вернадского и Т. де Шардена о ноосфере, кибернетику Н.Винера, социальную семиотику Ч.Морриса, многие социологические, психологические и иные концепции. Ставший парадигмальным во взаимоотношениях человека и природы с конца ХХ в., этот подход выдвигает в качестве социальной доминанты человека, его способность к совместной жизни с другими людьми и с природой, к самоорганизации.
Экоантропоцентристский подход объединяет экологическую (инвайро- ментальную) парадигму, рассматривающую человека как одного из многих живых существ, включенных в глобальную экосистему и зависимых от ее законов в своей деятельности; и антропоцентрическую парадигму, представляющую человека как ресурс и резерв социального и экологического развития. В данном научном подходе анализируются проблемы социальных взаимодействий, перерастающих в социальные процессы коэволюционного развития человека, общества и природы. Это становится возможным вследствие рефлексии как осознания человеком его поведения в макро- и микросреде. Особая роль принадлежит ситуации, в которой повседневный деятель конструирует свои отношения с экосредой, преобразуя ее и изменяясь сам (20. С.25-28; 77. С.65-70).
Экоантропоцентристский подход к решению социальных, экономических и экологических проблем способствовал формированию концепции устойчивого развития, имеющей глобальный, общечеловеческий смысл. Фундамент для осмысления устойчивого развития создают понятия синергетики о динамическом хаосе, оптимальном разнообразии, неравновесной устойчивости сложных систем.
Разработанная Организацией Объединенных Наций и принятая большинством стран мира в 1995 г., концепция устойчивого развития провозглашает целью совершенствования общества удовлетворение потребностей человека в настоящем при сохранении благоприятной окружающей среды в будущем. Следовательно, проблема устойчивости заключена в изменении парадигмы общественного развития — от противопоставления природы и общества, к установлению взаимозависимостей между действиями конкретных групп и состоянием окружающей среды. Это движение в направлении достижения соответствия деятельности человечества ее ресурсным возможностям.
Основными измерениями развития, способствующими выживанию планеты, признаются мир, экономический рост, охрана окружающей среды, социальная справедливость, демократия. При этом индикаторы устойчивого развития разделяются на четыре категории: социальные (борьба с нищетой, развитие образования, здравоохранения и пр.); экономические (финансовые ресурсы, изменения в образе жизни и др.); экологические (защита океана, атмосферы, борьба с исчезновением лесов и т.д.); институциональные (международные соглашения, правовые инструменты, укрепление общественных групп, способствующих устойчивому развитию и др.). В концепции тесно взаимосвязаны человеческая деятельность как движущая сила устойчивого развития, состояние объектов в результате этой деятельности и возможная реакция как политика, направленная на достижение оптимальных результатов, что позволяет использовать индикаторы при принятии решений на национальном уровне.
Концепция предлагает Программу деятельности на XXI век, где постулируется центральное место человечества, живущего в гармонии с природой, в выработке и реализации моделей устойчивого развития (33. С.41-45). Приверженность к подобному взгляду на процесс изменения цивилизации в социальной работе позволяет не только сформировать эффективную государственную политику, где экологические, экономические и социальные проблемы будут решаться интегрированно, но и отнестись с максимальной бережностью к собственной личности как к части природы.
На микроуровне, в ходе социальной работы с клиентом в его индивидуальной ситуации, Г.Бернлер и Л.Юнссон предлагают обратиться к теории социального поля (3. С.163-185). Она рассматривает общество в движении и связывает социальную жизнь с непрерывным ходом социальных процессов и осуществлением людьми социальных действий. Взаимоотношения рационально организованной (в идеале) системы социального работника и ощущающей недостаток внутренних и внешних ресурсов системы клиента превращаются из субъект-объектных в субъект-субъектные, в мягкое поле взаимодействий, где представления и поведение элементов тесно связаны и постоянно меняются.
Социальные события, которые трактуются как моменты состояния поля, оказываются «встроенными» в противоречивый процесс взаимозависимостей. Социальные связи, направления, цели, очерчивающие процесс оказания помощи, отбираются социальным работником совместно с клиентом. Условием для изменения отношений в рамках определенной проблемы является создание системы решения, включающей консультанта, клиента, а также их представления о проблеме, партнере по взаимодействию, содержании и форме помощи. Субъекты системы решения проблемы должны стремиться к пониманию ситуации и возможностей собственной активности в конкретный момент состояния поля. В результате спонтанные ресурсы системы клиента инициируются в ходе контакта со специалистом. Последний, в свою очередь, может рассматриваться как система знаний, умений, личностных качеств и т.п., способная дать толчок саморазвитию системы клиента.
Следовательно, разнообразие методологических аспектов позволяет всесторонне рассмотреть социальную работу как теоретическую и практическую деятельность, изменяющую социальную реальность.
Задание
Обоснуйте положение о социальной работе как об изменяющей теоретической и практической деятельности, повторив материал разделов 2.3. и 5.2.
Интегральный подход к познанию социокультурного и личностного жизненного пространства указывает на взаимосвязь множества методологических подходов с точки зрения объективной и субъективной реальности и определяет значение каждого конкретного событийного момента социальной работы в русле социальных изменений.
Попытку осуществить подобную взаимосвязь предпринимает, например, преподаватель университета Иоганнесбурга (Южная Африка) Т.Сакко (46. С.171-182). Суть его гуманистической концепции изменений состоит в том, что ядром социальной работы выступает гуманистическая установка, вера в безграничные возможности человека, сопряженная с ощущением его взаимосвязи с жизненным миром. Способность человека к самореализации развивается под воздействием окружающих людей и событий. Она видоизменяется от самосознания к самоутверждению и самоотдаче, принося удовлетворение через искусство жить в контакте с другими людьми. Внимательное отношение к людям, понимание себя и других и учет социального контекста позволяют преодолевать трудности на пути совершенствования социальной работы в процессе социальных изменений.
Таким образом, в рамках интегрального подхода положение феноменологии о социальной реальности как о мире формирующих ее личностных представлений может быть успешно «встроено» в системно-синергетическую и деятельностную парадигмы. Для этого социальные сущности субъекта и объекта социальной работы следует осмыслить в виде изменяющих и изменяющихся на макро- и микроуровне жизнедеятельности систем, источник самоорганизации которых - понимание общих символов в процессе социальной коммуникации.
Контрольные вопросы и задания
1. Какой из типов социального действия М.Вебер считал наиболее рациональным и почему?
2. На основе знаний, полученных в курсе социологии, опишите пять пар переменных в мотивации действий в теории социального действия Т.Парсонса.
3. В чем проявляется гуманистический характер теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса?
4. Приведите примеры типов взаимодействия в социальной работе на основе изученной в курсе социологии типологии социальных взаимодействий П.Сорокина.
5. Кратко опишите содержание каждой из концепций социальной интеракции.
6. С чем, на Ваш взгляд, связан выбор определенных типов действий в социальной работе при выделении трех центров ее идей?
7. Опишите возможности создания и реализации системы социального действия при решении конкретной проблемы клиента социальных служб.
8. Изучив раздел 10 книги Г.Бернлера и Л.Юнссона «Теория социальнопсихологической работы», кратко опишите основы их концепции действий в социальной работе.
9. Сформулируйте определение социального процесса.
10. Приведите примеры социальных изменений на институциональном и деятельностном уровнях практики социальной работы.
11. Что представляет собой влияние в социальной работе с точки зрения теории социальных изменений?
12. Какое влияние концепция травмы социальных изменений П.Штомпки оказывает на понимание специалистом феномена трудной жизненной ситуации клиента?
13. Приведите примеры индивидуальных и коллективных стратегий, позволяющих справиться с травмой в ситуации социальной работы.
14. Схематически изобразите конкретный травматический процесс и возможности «конца травмы» в рамках социальной работы.
15. Как в концепции травмы социальных изменений соотносятся стратегия и цели преодоления травмы?
16. На основе знаний, полученных в курсе социологии, раскройте содержание одной из теорий социальных изменений («самовоспроизводящегося общества» А.Турена, «обучающего общества» М.Крозье и др.).
17. Как применить положения теорий социального изменения, решая проблему совершенствования деятельности конкретного органа управления социальной работой?
18. Приведите пример социального партнерства специалиста и клиента при решении конкретной проблемы в процессе социальных изменений.
19. Можно ли считать, что экоантропоцентристский научный подход имеет синергетическую основу?
20. На основе знаний, полученных в курсе социальной экологии, раскройте содержание интегративного экологического подхода (Ф.Бейтс, К.Пеланда и др.).
21. Каковы предпосылки устойчивого развития человечества?
22. В чем состоит значение гуманистической концепции изменений Т. Сакко?
23. Докажите, что концепция социальных изменений составляет методологический фундамент теории социальной работы.
Назад | Содержание | Вперед |