6.1. Основные теоретические подходы в социальной работе

  Рассмотренные ранее методологические подходы помогают объяснять и понимать смысл социальных проблем, а также результативно действовать в практической области. На этих подходах строятся модели теоретического обоснования социальной работы. Если практика является двигателем теории, то теория социальной работы представляет собой обобщенное систематическое знание о предмете, закономерностях и принципах социальной работы как практической деятельности во всех ее структурных формах, поэтому необходимо установить, каковы же сущностные характеристики теоретической деятельности в области социальной работы.
  Процесс становления науки связан с внешней и внутренней стороной ее институционализации. Внешняя сформированность научной дисциплины указывает на наличие условий, обеспечивающих ее признание государством и обществом. Внутренняя зрелость науки означает, что достигнут достаточно высокий уровень развития ее общей теории, системы знания, общепризнан ее объект и предмет (42. С.4).
  Следует выделить основные направления парадигмального поля социальной работы, избегая при этом абсолютизации значения любой из его составляющих.
  В отечественной литературе выделяют три группы теорий, в русле которых социальная работа получает научное обоснование (15. С.113; 80. С.60):
  - психолого-ориентированные теории (бихевиористская, гуманистическая, экзистенциальная и др.) рассматривают проблемы человека и общества как объекта и субъекта социальной работы на микроуровне, с точки зрения закономерностей развития личности и малой группы, психологического развития и статуса человека в обществе;
  - социолого-ориентированные теории (социально-радикальная, марксистская, функциональная и др.) анализируют социальные проблемы на макроуровне, с точки зрения закономерностей развития и структурирования общества;
  - комплексные теории ориентируют на целостное видение проблем человека и общества в социально-экологической среде.
  Задание
  Повторите материал раздела 4.1., чтобы полнее уяснить сущность психолого- и социолого-ориентированных теорий.
  В рамках комплексных теорий исследователь Н.А.Морозова указывает на комплексные теоретические подходы, интерпретирующие все основные феномены социальной работы на современном уровне научных изысканий и практики и выступающие как концептуальные рамки для построения релевантных гипотез (41).
  Прежде всего это когнитивный подход, рассматривающий мир познания как основной фактор поведения человека, а также модели действительности, которые создает индивид, адаптируясь к социуму, изменяя его и изменяясь сам. Следовательно, адаптация здесь понимается не только как индивидуальноличностная, но и как социальная потребность.
  Мыслительный процесс является актом деятельности, начальным моментом которого выступает проблемная ситуация. Она обусловливает вовлечение личности в процесс мышления, направленный на решение определенной задачи. Владея когнитивным подходом, имеющим и социологические, и психологические основания, специалист может разрешать конфликты, которые возникают между индивидуальными и социальными целями и установками клиента и вызывают у него внутриличностный дискомфорт, и обучать клиентов находить механизмы поведения, адекватные конкретной социальной ситуации.
  Социальному работнику важно определить особенности мышления конкретного индивида, установки, которые направляют его действия, мотивы его поступков. На этой основе специалист способен выявлять характер жизненной позиции клиента, формировать его желание измениться, оптимизировать его деятельность в сфере управления своей жизнью. В результате человек обретает способность справляться с эмоциональными и поведенческими проблемами путем выбора реалистичных целей и соответствующих способов их достижения.
  В рамках когнитивной модели совместно с клиентом разрабатываются этапы осмысления проблемы, способствующие в дальнейшем ее разрешению. Прежде всего это помощь клиенту в осознании ситуации как проблемной, дискриминирующей его личность; затем следует выявление когнитивного стиля клиента, влияющего на его самопонимание и повседневное поведение; следующим этапом выступает обучение принципам взаимоотношений, которые должны быть обусловлены представлением человека о мире; наконец, это обоснование способов, посредством которых может произойти изменение ситуации и самого клиента (80. С.73-78).
  Следующим комплексным теоретическим подходом является ролевокоммуникативный подход, согласно которому человек формирует представления о своей социальной роли, воспроизводя в сознании и действии коммуникативные модели, характерные для данного общества. При этом он использует средства коммуникации в различных ситуациях общения, учитывая прошлый опыт, в соответствии с личностными особенностями и сложившимися у него представлениями о жизненных ролях. Этот подход, основанный на психологических и социологических теориях Я.Морено, Ч.Кули, И.Гофмана и других, позволяет выявить коммуникативный потенциал личности и те образцы действий и поведения, которым человек следует в процессе выполнения социальных ролей.
  В социальной работе специалист должен выявить модели поведения, воспроизводимые клиентом, методы их освоения и условия реализации, индивидуальный стиль общения, основанный на интерпретации человеком той или иной социальной роли. Это позволяет определить отклонения от следования клиента определенным ролям в конкретных социальных ситуациях, причины возникающих на этой почве внутриличностных, межличностных и прочих конфликтов, которые он не в состоянии самостоятельно разрешить. Соответственно, возникает необходимость разработки модели помощи, оптимальной в данной ситуации и для данного клиента.
  На основе применения ролево-коммуникативного подхода клиент приобретает возможность расширить ролевой репертуар и выбирать при разрешении последующих кризисных и конфликтных ситуаций успешные стратегии поведения. Данный подход используется и в групповых видах социальной работы, при организации групповой дискуссии, ситуативно-ролевой игры, в групповой поведенческой терапии и т. д.
  Далее следует рассмотреть социально-конструкционистский подход, который вместо общепринятой дихотомии субъекта и объекта рассматривает триаду «индивидуальный субъект - социальный субъект - природный и социальный объект». Ее элементы объединены устойчивой коммуникативной связью при помощи символов речи как элементов социальной практики, причем общество как социальный субъект опосредует отношение индивида к третьему элементу - природному или социальному объекту. Знание о мире формируется у человека путем познания подобных конструкций на основе дискурса, в том числе как исторически сложившихся отношений членов социума. Взаимовлияние элементов конструкций друг на друга формирует социальный опыт индивида. Однако следует иметь в виду, что на основе интерпретации опыта конкретным индивидом складываются не только позитивно, но и негативно влияющие конструкции как в социальной сфере, так и в области межличностных отношений и внутриличностной ментальной среды.
  Этот подход в социальной работе дает возможность изучить типы взаимных отношений компонентов конструкции, их изменения под влиянием, например, конфликта, и закрепить в сознании и действиях индивидуального субъекта конструкции позитивного плана, благоприятно влияющие на развитие его личности. Одновременно специалист препятствует распространению образцов отношений и собственных действий клиента, имеющих негативное влияние на его самоопределение в социуме. Достигают этого путем лингвистической коммуникации с клиентом и в ходе совместной деятельности по решению его проблемы.
  Следующим является социально-педагогический подход, который оценивает влияние социальных институтов на человека через призму процессов педагогической коррекции общества и повышения социального здоровья. Он обеспечивает взгляд на личность с точки зрения ее социализации и ресоциализации, что особенно важно в эпоху социальных перемен. Главным положением здесь является педагогизация окружающей среды - обеспечение позитивного и компенсация негативного влияния факторов среды на человека путем создания альтернативных социальных институтов, к которым относится и институт социальной работы.
  Педагогическое содержание социальной работы включает в себя социальное научение клиента умениям и приемам самопомощи; социальное воспитани, с целью выработки им необходимых в данном обществе качеств; самовоспитание для достижения более продуктивного социального поведения; формирование у личности гуманистических ценностей, социальных чувств, способствующих обучению, труду, общению и т.д. Для этого в рамках данного подхода используются методы формирования индивидуального и группового сознания, образа действия в различных подсистемах общества, социальной перспективы; включения личности в коллективную деятельность; закрепления положительного опыта трудовой, общественной, досуговой и иной деятельности (49. С.73). Внедряя методы образования, воспитания и социализации в процессы социальной работы, можно обеспечить адаптацию человека в среде, коррекцию его поведения, осуществить его реабилитацию.
  Следующий теоретический комплексный подход - эвохомологический - опирается на теорию рационального оздоровления жизнедеятельности личности (эвохомологию) финского ученого А.Вало. Она представляет собой научную систему глобальной перестройки образа жизни человека путем саморазвития и самовоспитания без внешнего принуждения. Предлагается комплекс средств и приемов социального оздоровления, которые применяются только на основе желания самих людей изменить свой образ жизни. Организация творческой жизнедеятельности включает оптимальную организацию труда и отдыха, нравственное воспитание, активный режим жизни, отказ от вредных привычек и т.д.
  Здоровый образ жизни, который представляет собой комплекс мер по разумной организации системы жизнедеятельности людей, относительно личности выступает как стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Формирование этого стиля жизни у клиента - важная задача специалиста. Критериями здорового образа жизни являются:
  - перспективность образа жизни;
  - ритмичность (наличие временного режима жизнедеятельности); определенность образа жизни (наличие конкретных программ жизнедеятельности);
  - уравновешенность образа жизни (оптимальное соотношение положительно и отрицательно воспринимаемых составляющих жизнедеятельности);
  - тренировка (повышение функциональной готовности к необходимым видам деятельности);
  - установление позитивных взаимоотношений с людьми.
  Данный подход позволяет выявить предпосылки организации социального порядка, коренящиеся в потребностях индивида к самосовершенствованию.
  Витально-ориентированный подход, разработанный российским ученым С.И.Григорьевым и представленный концепцией жизненных сил человека, индивидуальной и социальной субъективности (12) позволяет воспринимать социальную жизнь в движении и развитии, как процесс ее непрерывного воспроизводства через деятельное существование индивида, осуществление им субъектной роли в социокультурном и экологическом пространствах.
  Жизненные силы выступают в виде способности человека как биопсихо- социального существа эффективно осуществлять свою жизнедеятельность в разных сферах общества. Они органично связывают индивидуальную и социальную субъективность человека и жизненное пространство его бытия.
  Индивидуальная субъективность указывает на возможности личности собственными средствами удовлетворять и развивать свои потребности.
  Социальная субъективность подчеркивает значение институтов и организаций общества в решении проблем человека. Социальные отношения в данной концепции выступают как интеракции людей с разным набором жизненных сил - биологических, психических, духовных, собственно социальных, и специфичными механизмами функционирования и развития их потенциалов, которые обусловливают возможности всестороннего совершенствования индивидуальной и общественной жизни.
  Центральное звено этого системного по своей сущности подхода - чело- векоцентризм бытия. Одновременно сам человек несет ответственность за достижение и сохранение социоприродной гармонии, управляя ее динамикой на основе интеллектуального и эвристического богатства человечества. Данный подход делает возможным осмысление духовных и материальных возможностей, которыми обладает клиент, и условий их использования при разработке стратегий поддержки жизненных сил человека.
  Последним теоретическим комплексным подходом является системноэкологический подход, связанный с синергетикой и экоантропоцентризмом. Он представляет социум как экологическую среду жизнедеятельности личности, в которой развитие человека поддерживается через его изменение.
  Жизненная среда человека включает четыре аспекта измерения: природный, связанный с состоянием воды, воздуха, растительного и животного мира; искусственно созданный, указывающий на уровень развития технологической цивилизации; информационный, оценивающий развитие коммуникационных сетей; социоантропологический, характеризующий самочувствие других людей, с их образом и стилем жизни (19). Все эти взаимодействующие между собой системы составляют непосредственное окружение индивида.
  Сохранение жизнедеятельности человека возможно путем максимально бережного отношения как к собственной природе, так и к социальноэкологической среде. Данный подход на основе понятия «модель жизни» рассматривает адаптацию к многообразным условиям среды людей как системноорганизованных субъектов жизнедеятельности. Являясь жизненными системами, они пытаются поддерживать равновесие со своим окружением. Нарушение адаптивного равновесия приводит к возникновению различных социальных, психологических, экологических и иных проблем.
  На основе изучения взаимодействий человека с внешней средой и другими людьми выявляется возможность личностной и социальной защиты, поддержки дезадаптированных групп населения. В социальную работу активно внедряются принципы системно-экологического подхода: ценность личности, усиление адаптивных способностей человека, целостность социума, компромисс между человеком и средой его обитания, обращение к смыслу социальных действий.
  Все вышеуказанные теоретические подходы органично «вписываются» в мультитеоретический по своим основаниям, интегральный методологический подход к познанию мира в русле теории социальных изменений (рис.8).

Рис. 8. Взаимосвязь интегрального методологического подхода с теоретическими подходами социальной работы

  Интегральный подход синтезирует методологические подходы с точки зрения объективной и субъективной реальности. Он служит методологической базой для комплексных теорий, нацеливающих как в совокупности, так и по отдельности на создание конкретных моделей социальной работы. Прежде всего, подход позволяет разрабатывать и реализовывать на практике в меняющемся обществе индивидуальные модели оказания помощи клиенту на основе отдельных теоретических парадигм. В то же время интегральный подход ориентирует на синтез различных концепций и формирование на их основе теории социальной работы на метатеоретическом, общенаучном и частнонаучном уровне. Это позволяет создавать комплексные направления социальной работы как изменяющей и трансформирующей деятельности.
  Задание
  Кратко охарактеризуйте сущность интегрального методологического подхода в теории социальной работы.

Назад Содержание Вперед