Тема 18. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
Нормы раздела VII СК РФ являются в основном коллизионными.
Они определяют, право какого государства подлежит применению и органы какого государства компетентны принимать решения по тем или иным вопросам, вытекающим из семейных отношений, участником (участниками) которых являются иностранные граждане и лица без гражданства.
В отличие от КоБС РСФСР в СК РФ не содержится специальных положений о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ в брачно-семейных отношениях. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определено Конституцией РФ. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором РФ. Аналогичная норма закреплена в ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в соответствии со ст. 4 которого иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Заключение и расторжение брака. В соответствии со ст. 156 СК РФ форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации.
Условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака. Законодательство ряда государств признает действительными браки граждан этих государств с иностранными гражданами только тогда, когда лица, вступающие в брак, получили на это разрешение компетентного органа данного государства, поэтому орган ЗАГС при приеме заявления должен выяснить у заявителя, требуется ли получение такого разрешения от компетентного органа государства, гражданином которого он является. Однако должны соблюдаться требования ст. 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.
Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.
Браки между гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами территории Российской Федерации, заключаются в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации (ст. 157 СК РФ).
Браки между иностранными гражданами, заключенные на территории Российской Федерации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в Российской Федерации, если эти лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 158 СК РФ браки между гражданами Российской Федерации и браки между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствуют предусмотренные ст. 14 СК РФ обстоятельства, препятствующие заключению брака.
Особых коллизионных норм, относящихся к заключению брака между гражданами РФ и гражданами СНГ, нет.
Браки между иностранными гражданами, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации.
Недействительность брака. Расторжение брака.
Недействительность брака, заключенного на территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации, определяется законодательством, которое в соответствии со статьями 156 и 158 СК РФ применялось при заключении брака (ст. 159 СК РФ).
Расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории Российской Федерации производится в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 160 СК РФ).
Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами территории Российской Федерации, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом независимо от его гражданства в суде Российской Федерации. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, брак может быть расторгнут в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации.
Расторжение брака между гражданами Российской Федерации либо расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации.
Расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации.
В международных договорах РФ могут иначе, чем в ст. 160 СК РФ, решаться некоторые вопросы расторжения брака. Например, на территории государств - членов СНГ при расторжении брака согласно ст. 28 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам применяется законодательство государства, гражданами которого являются супруги в момент подачи соответствующего заявления. В том случае, если супруги являются гражданами разных стран, применяется законодательство государства, учреждение которого рассматривает дело о расторжении брака. По делам о расторжении брака компетентны учреждения того государства СНГ, гражданами которого являются супруги в момент подачи заявления. Однако допускается расторжение брака учреждениями и другого государства СНГ, если на его территории проживают оба супруга. В Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусмотрен порядок расторжения брака в ситуации, когда супруги проживают на территории разных стран. По договоренности между ними брак может быть расторгнут в учреждении любого из государств СНГ по месту их проживания (п. 1, 2 ст. 29 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, не имевших совместного места жительства, определяются на территории Российской Федерации законодательством РФ.
При заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, могут избрать законодательство, подлежащее применению для определения их прав и обязанностей по брачному договору или по соглашению об уплате алиментов. Право выбора законодательства, подлежащего применению к брачному договору или соглашению об уплате алиментов, предоставлено не всем супругам, а только тем, которые не имеют общего гражданства или совместного места жительства. В случае, если супруги не избрали подлежащее применению законодательство, к брачному договору или к их соглашению об уплате алиментов применяются положения указанные выше, т.е. законодательство государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства применяется законодательство государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства; если же супруги никогда не имели совместного места жительства, то на территории РФ к их имущественным отношениям применяется российское законодательство.
В соответствии со ст. 27 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, если супруги имеют совместное место жительства на территории одного из государств - члена СНГ, то их личные и имущественные правоотношения определяются законодательством этого государства. Когда супруги проживают в разных государствах - членах СНГ, но имеют общее гражданство, к их правоотношениям применяется законодательство государства, гражданами которого они являются. Если же супруги не имеют ни общего гражданства, ни совместного места жительства, то их личные неимущественные и имущественные отношения регулируются законодательством государства - члена СНГ, в котором они имели последнее совместное место жительства. В случае, когда супруги, являющиеся гражданами разных государств - членов СНГ и проживающие на территориях различных государств, не имели никогда совместного места жительства на территориях государств - членов СНГ, их личные неимущественные и имущественные правоотношения определяются по законодательству государства, учреждение которого рассматривает дело. Но правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству только того государства - члена СНГ, на территории которого находится это имущество.
Правоотношения родителей и детей. Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом прядке.
В соответствии со ст. 162 СК РФ установление и оспаривание отцовства (материнства) определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению.
Ст. 31 Конвенции СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, как и СК РФ, определяет, что при установлении происхождения детей и оспаривании отцовства или материнства применяется законодательство государства - члена СНГ, гражданином которого является ребенок по рождению.
Порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории Российской Федерации определяется законодательством РФ.
В случаях, если законодательством Российской Федерации допускается установление отцовства (материнства) в органах записи актов гражданского состояния, проживающие за пределами территории РФ родители ребенка, из которых хотя бы один является гражданином РФ, вправе обращаться с заявлениями об установлении отцовства (материнства) в дипломатические представительства или в консульские учреждения РФ.
Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок.
По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.
В соответствии со статьями 31, 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которые по своему содержанию не отличаются от соответствующих норм СК РФ, правоотношения родителей и детей, в том числе обязательства родителей по содержанию детей, определяются по законодательству государства, на территории которого они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей - по законодательству государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок. Органом, управомоченным рассматривать дела по спорам, вытекающим из правоотношений между родителями и детьми, является суд того государства - члена СНГ, законодательство которого подлежит применению. Исполнение же решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого проживает ребенок.
Решения иностранных судов признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором РФ (ч. 1 ст. 409 ГПК РФ).
В государствах - членах СНГ установление и взыскание (выплата) алиментов гражданам государств - членов СНГ осуществляется в порядке, предусмотренном национальным законодательством государства, на территории которого они проживают. При этом государства - члены СНГ признают и обеспечивают исполнение судебных решений по алиментным делам.
Гр. П. обратился в Брянский областной суд с исковым заявлением об освобождении его от уплаты алиментов на содержание совершеннолетней нетрудоспособной дочери с учетом изменившегося материального и семейного положения. При этом он ссылался на то, что определением Брянского областного суда было разрешено принудительное исполнение решения Орджоникидзевского городского суда Днепропетровской области Республики Украина. Гр. П исковое заявление было возвращено в связи с неподсудностью спора данному суду.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в определении от 12 января 2010 года № 83-Г09-18, сославшись на ст. 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и ст. 163 СК РФ, указала, что рассмотрение дел об освобождении от уплаты алиментов, входит в компетенцию суда государства, на территории которого проживает ребенок, в данном случае, в компетенцию суда Республики Украина.
В соответствии с ч. 3 ст. 409 ГПК РФ решение иностранного суда может быть предъявлено к исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда. Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в деле о предъявлении к исполнению решения суда Украины о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка (вынесено в 1992 году, а предъявлено к исполнению на территории РФ в 2002 году) пояснила, что в данном случае ссылка на ч. 3 ст. 409 ГПК РФ является неправильной, так как сделана без учета особенностей алиментных обязательств, а также характера и смысла решения суда о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка. Исполнение названного решения и обращение с ходатайством о разрешении его принудительного исполнения - право заявительницы, и не ограничено трехлетним сроком. Оно может быть реализовано в любое время, на которое присуждены алименты, т.е. до совершеннолетия ребенка.
Алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства такие обязательства определяются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.
Усыновление (удочерение). Усыновление детей иностранными гражданами и лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание (усыновление, опека, попечительство, приемная семья или иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законами субъектов РФ) в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников (п. 1 ст. 123, п. 4 ст. 124 СК РФ). Данные ограничения соответствуют положениям ст. 21 Конвенции о правах ребенка, которой признано, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.
Поэтому, при рассмотрении дела об усыновлении суд истребует от органа опеки и попечительства документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников, документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документы, содержащие информацию о предпринятых органами опеки и попечительства, региональным и федеральным оператором мерах по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (п. 7 ч. 2 ст. 272 ГПК РФ, ст. 6 ФЗ от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).
Суд проверяет с какого времени сведения о ребенке находились в федеральном банке данных о детях, правильно ли были указаны сведения о ребенке (о его возрасте, состоянии здоровья и другие), предлагался ли он на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление его родственникам и, если предлагался, то по каким причинам указанные лица отказались от принятия ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью). В целях всесторонней проверки указанных обстоятельств суд вправе допросить в качестве свидетелей родственников ребенка, а также лиц, которые знакомились со сведениями о ребенке и отказались от его усыновления или семейного воспитания в иных формах.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (п. 4 ст. 124 СК РФ). Эти граждане должны приложить к заявлению об усыновлении документы, перечисленные в ч. 1 ст. 271 ГПК РФ, в том числе документ о постановке их на учет в государственном банке данных о детях, а также заключение компетентного органа государства, гражданами которого они являются (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства (ч. 2 ст. 271 ГПК РФ).
Все представленные документы должны быть легализованы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, переведены на русский язык, подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства указанных лиц либо нотариусом на территории Российской Федерации (п. 23 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 года № 217).
Легализация документов не требуется в отношениях между государствами - участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года), вступившей в силу для Российской Федерации с 31 мая 1992 года. Вместо дипломатической или консульской легализации официальных документов в государствах - участниках Конвенции в подтверждение подлинности подписей должностных лиц, печатей или штампов на документе проставляется апостиль компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен (статьи 3, 5 Конвенции).
В случае представления в суд документов для усыновления ребенка представительством иностранной организации по усыновлению необходимо иметь в виду, что таким правом обладают только представительства, имеющие аккредитацию на территории Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 года № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» регулирует деятельность иностранных государственных органов и организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Для осуществления деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации иностранная государственная организация должна получить в Министерстве образования и науки РФ разрешение на открытие представительства на территории Российской Федерации.
Для осуществления деятельности по усыновлению иностранная некоммерческая организация должна уведомить Министерство юстиции РФ о создании представительства и получить в Министерстве образования и науки РФ разрешение на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности выдается представительству иностранной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по усыновлению детей на территории своего государства не менее 5 лет на момент подачи заявления о получении разрешения на осуществление деятельности.
При усыновлении детей, являющихся гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства должно применяться не только законодательство государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства - законодательство государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении), но и в целях защиты интересов детей должно соблюдаться законодательство Российской Федерации, а именно требования статей 124 - 126, ст. 127 (за исключением абзаца восьмого пункта 1), статей 128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131 - 133 СК РФ с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.
В силу п. 1 ст. 166 СК РФ в целях установления содержания норм иностранного семейного права суд может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции РФ и другие компетентные органы Российской Федерации либо привлечь эксперта в области иностранного права. Заинтересованные лицам также могут представить документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, легализованные в установленном порядке. Если содержание норм иностранного семейного права, несмотря на предпринятые выше меры, не будет установлено, суд применяет законодательство Российской Федерации (п. 2 ст. 166 СК РФ).
Судья вправе обязать кандидата в усыновители представить медицинское заключение, полученное в порядке, установленном для граждан Российской Федерации.
Усыновители обязаны лично познакомиться с усыновляемым ребенком.
Иностранные граждане, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, должны обращаться с заявлением об усыновлении не в районные (городские) суды общей юрисдикции, а в суды субъектов (соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд и др.) по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (п. 2 ст. 269 ГПК РФ).
Защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.
Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства определяется Правилами постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 года.
Установление содержания норм иностранного семейного права. При применении норм иностранного семейного права суд или органы ЗАГС и иные органы устанавливают содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. Согласно ст. 15 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам центральные учреждения юстиции стран - членов СНГ предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях законодательстве. Государствами - членами СНГ заключено Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 года.
В целях установления содержания норм иностранного семейного права суд, органы ЗАГС и иные органы могут обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции РФ и в другие компетентные органы Российской Федерации либо привлечь экспертов. Например, Министерство иностранных дел РФ наделено полномочиями давать в пределах своей компетенции разъяснения по вопросам международного права в связи с запросами органов государственной власти, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также физических и юридических лиц
Заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду или органам записи актов гражданского состояния и иным органам в установлении содержания норм иностранного семейного права.
Если содержание норм иностранного семейного права, несмотря на предпринятые меры, не установлено, применяется законодательство РФ.
В соответствии со ст. 167 СК РФ нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ. Это так называемая оговорка о публичном порядке. В этом случае применяется законодательство РФ.
Вопросы для самоконтроля
1. Порядок и условия заключения брака иностранных граждан на территории РФ.
2. Будет ли признаваться в России брак, заключенный между российскими гражданами за пределами территории РФ?
3. Каковы особенности усыновления иностранными гражданами российских детей?
4. Как можно установить содержание норм иностранного семейного права?
Назад | Содержание | Вперед |