3.6. Экологическая политика Китая

  Одними из острейших проблем современного Китая являются экологические. В силу давления демографического фактора на ограниченные природные ресурсы они выглядят более серьезными по сравнению с ситуацией в других странах. В основе большинства из этих проблем - непродуманные политические решения (в период политики «большого скачка» (1958-1960) и «культурной революции» (1960-1976)), приведшие к значительным экологическим потерям.
  Ставка в сельскохозяйственной политике на зерновые культуры привела к вовлечению в хозяйственный оборот не используемых массивов, в том числе лесов и болот, результатом чего стала эрозия почв и расширение площади земли, подверженной заболачиванию и засолению. Продолжался процесс опустынивания, частично имевший природное происхождение, но в основном связанный с перевыпасом скота, вырубкой деревьев под сельскохозяйственные угодья или на стройматериал. Снижение плодородия почв, сокращение посевных и пахотных земель, орошаемой площади стало устойчивой тенденцией. Устранение экологических последствий такой политики рассматривалось в контексте решения продовольственной проблемы, не учитывая интересы охраны окружающей среды. В итоге противоэрозийные мероприятия отставали от темпов эрозии почв.
  Организованные посадки леса не смогли в полной мере компенсировать его вырубку, к тому же они проводились неравномерно: на юге возникли новые леса, а на северо-востоке продолжалась вырубка леса.
  На долю Китая приходилось 10 % мирового разнообразия животного и растительного мира, однако осушение болот, вырубка лесов, деградация лугов, загрязнение атмосферы и водных ресурсов привели к потере многих видов животного и растительного мира. Однако сокращение биоразнообразия долгое время оставалось без внимания. Приоритетными экологическими проблемами были признаны в первую очередь те, которые связаны с промышленным загрязнением.
  В результате индустриализации и урбанизации для Китая одной из основных стала проблема дефицита питьевой воды: ежегодно на душу населения в Китае приходится менее четверти среднемировой нормы потребления воды. Кризис водных ресурсов существовал уже давно, но на рубеже веков он усилился из-за увеличения спроса на воду со стороны населения и промышленности, а также вследствие деградации водных ресурсов в связи с их загрязнением. Уже к началу 80-х годов в стране из 1590 рек было загрязнено около 850. Из 35 знаменитых озер Китая загрязнено 17. С течением времени ситуация все больше обостряется. Так, в начале 80-х годов острую нехватку воды испытывали 40 городов, а ее недостаток ощущался в 1484 крупных населенных пунктах, в 1992 году - 300 городов (см. Косов Г.В. Экополитология: политология в контексте экологических проблем. - М., 2006. - С. 192).
  Основным источником загрязнения служили сбросы промышленных предприятий в городах. В 80-х годах была принята серия законов о защите и использовании водных ресурсов, проводились очистные работы; с 1989 года вводились выдачи разрешений на сбросы жидких отходов.
  С начала 80-х годов в Китае стала проводиться политика экологического регулирования в промышленной сфере, сочетавшаяся с совершенствованием системы переработки промышленных отходов.
  Устаревшая технология сжигания угля и отсталая промышленная структура, отсутствие эффективного экологического контроля привели к загрязнению атмосферы (двуокисями серы и углерода) практически во всех крупных городах страны и обострили медико-санитарную обстановку. Выбросы в атмосферу двуокиси серы стали главной причиной кислотных дождей.
  По сравнению с другими развивающимися и даже некоторыми развитыми странами Китай достиг существенных успехов в создании законодательной и исполнительной базы экологического регулирования. С 1983 года охрана окружающей среды рассматривается как важная часть государственной политики.
  В 1984 году Госсовет учредил Комитет по охране окружающей среды и соответствующее Государственное управление, занимающееся проблемами загрязнения. Экологические подразделения министерств сельского хозяйства, лесных и водных ресурсов отвечают за комплекс вопросов, связанных с использованием соответственно земельных и лесных ресурсов, охраной вод. Энергетические ведомства следят за охраной окружающей среды и предотвращением распространения загрязнения. Прямым контролем за природоохранной деятельностью, сбором штрафов и платежей с предприятий-загрязнителей занимается Бюро по охране окружающей среды. В состав министерства общественной безопасности Китая входит народная милиция, в многочисленную сферу деятельности которой число входит и обеспечение экологической безопасности.
  Основой для экологической политики КНР служат Основной закон об охране окружающей среды, законы по охране водных ресурсов, атмосферы, морей и прибрежных зон, по сохранению биоразнообразия и т. п.
  Закон об охране окружающей среды обеспечивает выполнение трех основных задач: предотвращение загрязнения; реализация принципа «загрязнитель платит»; совершенствование системы управления охраной окружающей среды.
  С 1982 года действуют штрафы как средство материального давления на загрязнителей окружающей среды. Они поступают в специальные местные фонды и могут быть использованы для реинвестиций в технологию по контролю за загрязнением.
  С 1985 года стала практиковаться система соглашения с предприятиями об их ответственности за охрану окружающей среды. В случае признания результатов экологической деятельности данных предприятий удовлетворительными, они вознаграждаются премиями, в противном случае - подвергаются штрафным санкциям.
  Средством для предотвращения ухудшения экологической обстановки служит экологическая экспертиза. Оценка воздействия на окружающую среду проводится по двадцати показателям в шести направлениях: атмосфера; водная среда; контроль за шумами, комплексное использование твердых отходов, озеленение; режим разрешений на выброс для источников загрязнения, соблюдающих государственные и местные нормы выбросов; меры по централизации устранения загрязнений. Заводы, наносящие большой ущерб окружающей среде могут быть закрыты по итогам экологической инспекции.
  КНР демонстрирует также успешный опыт демографической политики. Среди факторов, обеспечивших результативность «китайского подхода» можно выделить следующие:
  • эффективные изменения в системе общественного здравоохранения, позволившие снизить уровень смертности, в итоге стимулировалось понижение рождаемости;
  • директивы в демографической области благодаря политической системе Китая облегчались в результате эффективной пропаганды;
  • эффектиная система распространения различных методов контроля за рождаемостью (включая аборты).
  Меры, предпринимаемые Китаем для решения экологических проблем, выбраны верно. Но, учитывая степень остроты экологической ситуации, активизация скоординированных усилий в экологической сфере превращается в необходимую цель современного развития КНР. Главными задачами в сфере охраны окружающей среды продолжают оставаться борьба с эрозией почв и опустыниванием; жесткий контроль над потреблением воды; увеличение общей площади лесопосадок и охраняемых зон; улучшение ирригационной системы; повышение плодородия почв и развитие экологически ориентированного сельского хозяйства; в промышленности - повышение энергоэффективности производства.

Назад Содержание Вперед