3.5. Экологические проблемы развивающихся стран
Развивающиеся страны, встав на путь индустриализации, по большей мере переняли от развитых не имеющиеся у них экологические стратегии, а совершенные ими просчеты. На фоне экономической отсталости и роста населения последствия от подобных ошибок более серьезны. На современном этапе экологическая политика развивающихся стран не в состоянии контролировать нарастание экологических рисков форсированной индустриализации (Рогожина Н. Ресурсно-экологический аспект миросистемного развития // Международные процессы. - Т. 2. - 2004. - С. 117).
Среди экологических проблем развивающихся стран можно выделить два типа: глобальные проблемы, характерные для всего мира и специфические проблемы, обусловленные особенностями развития этих государств. Ко второй группе относятся следующие.
Большинство развивающихся стран принадлежат к тропическому и экваториальному поясам, что ограничивает возможности применения природоохранных мероприятий, разработанных для средних широт.
Вторая причина экопроблем развивающихся стран заключается в устойчивом спросе на природные ресурсы. Последние являются единственным источником, который интересует в этом регионе развитые страны и который развивающие страны могут предложить для экспорта, чтобы направить полученные финансы на развитие промышленности.
Научно-техническая отсталость и низкая квалификация рабочей силы приводят к материало- и энергоемким производствам, потребляющим значительное количество ресурсов и оставляющим массу отходов.
Отдельной проблемой следует выделить напряженную демографическую ситуацию, связанною с высокой рождаемостью. Это дестабилизирует медико-санитарную обстановку и приводит к быстрому истощению природных ресурсов.
Развивающиеся страны в финансовом плане не в состоянии осуществлять экологические программы. Между тем, экономическая стоимость экологической деградации оценивается для этих стран в пределах 3-5 % ВНП, для Китая этот показатель составляет 10 %. (Рогожина Н. Ресурсноэкологический аспект миросистемного развития // Международные процессы. - Т. 2. - 2004. - С. 117).
Участие в международном экологическом сотрудничестве для развивающихся стран - вопрос политический и экономический. Речь идет о создании благоприятного для них внешнеэкономического фона, от которого зависит предоставление помощи, списание долгов и т. д. Неудивительно, что дискуссии по экологическим проблемам неизбежно скатываются в экономическую плоскость.
Для Азии и Африки большую опасность представляет истощение и деградация природных ресурсов (почв, лесов, фауны, флоры, полезных ископаемых).
Среди серьезных проблем стран Азии, Африки и Латинской Америки следует отметить вырубку тропических лесов. Высокое качество древесины делает ее желанной мечтой при строительных работах, а для самих стран приводит к активному использованию древесины в качестве топлива. (Так, в Индии более половины объектов отапливаются дровами).
Несовершенные сельскохозяйственные методы (в том числе применение вредных, но дешевых химикатов для борьбы с вредителями растений или для повышения урожайности) привели к быстрому истощению почв. Экстенсивное использование пастбищ, отсталые технологии добычи каменного угля вызвали проблему опустынивания (в Африке его скорость около 100 тыс. га в год). В Пакистане интенсификация сельскохозяйственного производства привела к заболачиванию и засолению 20 % орошаемых площадей; в Индии - 30 % .
В тропических лесах сосредоточено около половины все видов флоры и фауны. Индия, Малайзия, Индонезия возглавляют список стран, отличающихся особым разнообразием животного и растительного мира. Но сокращение мест обитания диких животных, нелегальная охота вызвали исчезновение или поставили на грань вымирания многие распространенные ранее виды.
Оборотной стороной туризма стало засорение твердыми отходами. Актуальной для развивающих стран проблема захоронения вредных отходов.
Усиленная эксплуатация лесов, нерациональное использование воды при орошении (при транспортировке к месту поливки теряется до 40 % влаги), заиливание рек вследствие сноса в них пустой породы, образовавшейся при промывке оловянных руд, привели к нарушению водного баланса.
Низкий уровень промышленной технологии, использование старых автомобилей, отсутствие воздухоочистных сооружений приводят к большому количеству выбросов в атмосферу, к выпадению кислотных дождей.
Нефтяной экспорт также является одним из источников проблем.
Экономическими методами проблемы охраны окружающей среды не решить. Нужны внешние инвестиции и экспорт передовых технологий, адаптированных к условиям развивающихся стран.
Тактическими просчетами развивающихся стран при реализации программ структурной перестройки стало предоставление субсидий сельскому хозяйству на химические удобрения, оказание финансовой поддержки отраслям экономики, ориентированным на экспорт и связанным с экологически грязным производством.
Опыт развивающихся стран показывает, что осознание необходимости проведения государственной экологической политики связано с непосредственной угрозой экологического кризиса перспективам экономического роста.
В большинстве развивающихся стран слабо развита законодательная и институциональная система экологического регулирования или возникают сложности в процессе реализации принимаемых решений.
Первые законы по охране окружающей среды возникли в конце 70- начале 80-х годов. Экологическое регулирование сводилось к введению экологических стандартов, как правило, слабо соблюдаемых. Кроме того, допустимые нормы выбросов были явно занижены.
В настоящее время наметились положительные тенденции в реализации экологической политики в большинстве развивающихся стран. В Индии, Нигерии, Филиппинах и др. действуют государственные учреждения по экологии. Однако эффективность экологических контрольных служб осложняется слабой материально-технической базой, дефицитом квалифицированных кадров. В Индонезии с 1989 года запрещены 20 наименований наиболее опасных пестицидов; в Гонконге удалось снизить уровень загрязнения запретом использовать в производстве в качестве источников энергии сырье с высоким уровнем серы; в латиноамериканских странах получила распространение переработка мусора частными фирмами, а в Мексике экологическая экспертиза распространяется на объекты, финансируемые иностранным капиталом. В Сингапуре и Тайване распространена практика вторичного использования сырья и природных ресурсов. Но указанные успехи не носят принципиального характера. Административные меры экологического регулирования лишь частично смягчают остроту экологической обстановки. Меры экологического регулирования наталкиваются на сопротивление предпринимателей. Предприятиям- загрязнителям проще заплатить штрафы или использовать подкуп, чем следовать экологическим нормативам. Между тем экономические механизмы экологического регулирования (прежде всего, принцип «загрязнитель платит») дают эффект в новых индустриальных странах (например, Сингапуре).
Оценивая экономические и организационные возможности в деле обеспечения интересов экологической безопасности в развивающихся странах, международные эксперты приходят к мнению, что эффективнее использовать систему налогов на сырье и готовую продукцию, чем устанавливать плату за загрязнение (Рогожина Н.Г. Региональная экополитология. - М., 1999. - С. 44).
Для африканских стран экологическая безопасность является необходимым условием для выхода из кризисного экономического положения и снижения остроты социальных проблем.
Сложность решения экологических проблем АС заключается в том, что эти проблемы следует рассматривать в контексте происходящих экономических, социальных, политических, демографических процессов, так или иначе воздействующих на обострение проблемы бедности.
Причины обострения экологической ситуации в Африке связаны с демографическим ростом, внешней задолженностью, слабостью демократических институтов власти.
Для африканских стран наиболее актуальны не столько проблемы промышленного загрязнения, сколько эрозия почвы, опустынивание, обезлесение, истощение ресурсов грунтовых вод, чрезмерная эксплуатация пастбищ. Основное внимание в сфере окружающей среды сосредотачивается на преодолении бедности; продовольственной безопасности; обеспеченности энергоресурсами; устойчивость экономического роста и занятости; стабильности финансов; повышении качества и улучшении условий жизни.
Помощь в решении экологических задач оказывают региональные и субрегиональные организации: Организация Африканского единства, Постоянный межгосударственный комитет по борьбе с засухой, Межправительственный орган по вопросам засухи и развития, Сообщество по вопросам развития Юга Африки, Союз Арабского Магриба и др.
Обострение экологических проблем на Ближнем Востоке стало результатом просчетов, допущенных руководством стран при реализации стратегии экономической модернизации, ориентированной на самообеспечение в сфере аграрного и промышленного производства.
Стратегия решения экологических проблем, предложенная МБРР, предусматривает следующие меры:
• расширение полномочий организаций, занимающихся защитой окружающей среды. Однако экологические институты из-за нехватки финансовых и технических средств работают неэффективно;
• эффективное использование природных ресурсов, предусматривающее сокращение субсидий в области энергетики и водоснабжения; введение принципа «загрязнитель платит»;
• решение проблемы промышленных и бытовых отходов; повторное использование воды.
Следует иметь в виду, что водные ресурсы становятся источником политических конфликтов. Экологические последствия ирригационных и гидроэнергетических проектов в Турции, Сирии и Ираке выходят за пределы этих стран (см. 1.4. - Конфликтогенный потенциал экологического фактора).
К социально-экономическим и демографическим факторам, воздействующим на экологическую ситуацию в богатых нефтяных странах, добавляется политическая нестабильность.
Экологический кризис в ЮА и ЮВА вызван деградацией природных ресурсов и повышением уровня загрязнения окружающей среды. В странах Южной Азии он связан с экономической отсталостью, их полупериферий- ным положением в системе мирового хозяйства, бедностью населения и его демографическим ростом. Для обеспечения экологической стабильности необходимы укрепление экономической и совершенствование технологической баз производства, дополнительные инвестиции в экологическую сферу.
В странах Юго-Восточной Азии была создана многоступенчатая система регионального управления. Региональная экологическая политика осуществляется в рамках структуры Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Проводятся совместные исследования в сфере производства экологически чистых технологий, развивается сотрудничество по борьбе с нефтяным загрязнением, реализуются программы подготовки специалистов.
Становление экологической политики в странах Восточной Азии в конце 80-х годов совпало с периодом их экономического роста. На Тайване баланс в пользу проэкологически настроенных сил сместило движение, которое сравнивают с японским конца 60-начала 70-х годов. Национальное ведомство по охране окружающей среды ЭПА было создано в 1987 году. Оно контролировало деятельность предприятий-загрязнителей в рамках административно-командной системы экологического регулирования. Эффективными мерами стали операции вертолетной патрульной службы мониторинга, такие как «Летающий орел», «Рембо». Основные проекты по охране окружающей природной среды касались утилизации промышленных отходов, контроля за загрязнением атмосферы, охраны водных ресурсов, модернизации канализационной системы.
Индустриально развитые страны при осуществлении экологической политики поэтапно решали две задачи: преодоление последствий экологической деградации и ее предотвращение. Исключение составляет Тайвань. Там специфика ситуации заключалась в одновременном выполнении указанных задач при слабом влиянии на экополитику местных органов власти. В качестве необходимой меры была признана предварительная оценка экологического риска. Экологическая экспертиза с 1994 года стала охватывать атомные станции, заводы по переработке радиоактивных отходов, аэродромы, промышленные зоны и городские поселения, спортивные, туристические и рекреационные комплексы, небоскребы и т. д. При несоответствии экологическим нормам налагались штрафы или даже тюремное заключение.
С 1995 года ставка была сделана на расширение национального рынка экологически чистых автомобилей, работающих на газовом топливе, мотоциклов и скутеров, работающих на электричестве. При приобретении последних государство возмещало покупателям от 113 до 190 дол. от продажной стоимости (Рогожина Н.Г. Региональная экополитология. - М., 1999. - С. 89).
Значительно возросли вложения в рециркуляцию отходов, которые после переработки шли на продажу фирмам производителям синтетических тканей. В большинстве жилых кварталов были созданы пункты по приему стеклотары, консервных банок и пластиковых упаковок.
В распределении издержек, связанных с загрязнением окружающей среды, на Тайване распространяется принцип «загрязнитель платит», хотя зачастую власти поддерживают и тех, кто вкладывает средства в оборудование по контролю за загрязнением.
На Тайване большое внимание уделяется проведению исследований в области новых технологий и их внедрению на экологически вредных производствах.
Страны Латинской Америки (ЛА) и Карибского бассейна наделены значительными природными ресурсами. Здесь сосредоточено около 60 % лесных площадей, 25 % мирового запаса воды, 50 % биологического разнообразия. К настоящему времени на половине территории этого региона происходят существенные изменения природных экосистем. Около 20 % территории подвержены опустыниванию и засолению.
Ситуация осложнялась тем, что Национальные стратегии развития были ориентированы на максимальную экспортную отдачу ресурсов, их хозяйственное освоение в целях развития добывающей промышленности, сельскохозяйственного производства, решения социальных проблем. Объектом интенсивного освоения стал район Амазонии, богатый минеральными, энергетическими, лесными и земельными ресурсами. В итоге от общей площади в 550 млн га за последние 30 лет было потеряно около 5 % тропических лесов из-за создания новых земледельческих и животноводческих хозяйств, для промышленных нужд, строительств гидроэлектростанций. Природный потенциал региона был задействован в развитии целлюлозной, энергетической, металлургической промышленностей, экспорте минералов. Так, один только проект «Большой Каракас» предусматривал создание в Бразилии железорудного комплекса, системы инфраструктуры и новых поселений, что привело к вырубке тропического леса на площади, превышающей территории Германии, Франции и Австрии, вместе взятые.
В конце 80-х годов экологические проблемы латиноамериканских стран стали объектом пристального внимания мировой общественности в виду обострения угрозы изменения климата, хотя руководство стран ЛА однозначно считало их внутренним делом. В этот же период в странах Латинской Америки возникли многочисленные экологические организации, движение за оздоровление окружающей среды, которое возглавили партии «зеленых». В итоге с 1989 года стал реализовываться план по сохранению природных ресурсов и экосистемы Амазонки, возник Национальный фонд по проблемам окружающей среды, были выделены средства на расширение заповедных и охраняемых территорий. В новую Конституцию Бразилии был включен специальный раздел «Об окружающей среде»; ряд районов Бразилии был объявлен национальным достоянием.
Защита окружающей природной среды стала одним из направлений национальной политики и в Мексике.
В настоящее время экологическая политика в странах ЛА осуществляется в двух направлениях: охрана и рациональное использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и защита от промышленного загрязнения. Особое внимание уделяется проблемам урбо- экологии. Вместе с тем, одних усилий на национальном уровне недостаточно для решения экологических проблем. Необходима координация усилий с индустриально развитыми странами.
Назад | Содержание | Вперед |