Судебная власть

  Судебная система Франции регламентируется в разделе VIII Конституции «О судебной власти». Как уже указывалось выше, президент страны в соответствии со статьей 64 Конституции является гарантом независимости судебной власти.
  Французское правосудие основывается на принципах коллегиальности (есть, однако, исключения), профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом гарантий (несменяемость не распространяется на магистратов административной юстиции). Закон 1977 г. установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Доступность правосудия - это еще один из показателей демократичности французского правосудия в том случае, когда речь идет о защите имущественных прав. Что же касается уголовной юстиции, то совершенно справедливо закон подходит к тому, чтобы осужденное за преступление лицо само несло расходы в отношении причиненного ущерба, как обществу, так и отдельным лицам.
  В сфере судебной власти Франции высшими юридическими инстанциями являются Кассационный суд, занимающийся рассмотрением жалоб на постановления апелляционных судов, и Государственный суд - высший и последний орган административной юстиции, принимающий решения относительно законности административных актов.
  Говоря о системе политического устройства Франции, нельзя обойти вниманием также такие важные органы, как Конституционный совет и Государственный совет.
  Основная функция Конституционного совета - осуществление контроля за соблюдением Конституции этой страны во время выборов и за конституционностью законов, которые вносят изменения в Конституцию. В состав Конституционного совета входят девять членов, назначаемых сроком на девять лет, причем трое из них назначаются президентом, а остальные - председателями Национального собрания и Сената (по три члена каждый). Председатель Конституционного совета назначается президентом Франции, и именно голос председателя является решающим в том случае, если голоса остальных членов разделились поровну.
  Компетенция Конституционного совета разнообразна. Совет рассматривает жалобы, связанные с правильностью избрания членов парламента, вопросы неизбираемости и несовместимости должностей, возникающие в отношении членов парламента. Совет обсуждает регламенты палат парламента до их применения для проверки их соответствия Конституции.
  Конституционный совет обладает широкой компетенцией относительно выборов президента (участвует в подготовке выборов, в производстве операций по выборам и в объявлении их результатов). Совет дает консультации правительству по организации выборов, кандидатуры на пост президента представляются в совет, и он составляет их список; совет проверяет правильность выдвижения кандидатов, публикует составленный им список. На практике Конституционный совет рассматривает жалобы, участвует при введении в стране чрезвычайного положения (статья 16 Конституции), наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты.
  Основная же функция Конституционного совета - рассмотрение соответствия законодательных и иных нормативных актов Конституции страны, а также контроль за соответствием международных договоров Основному закону. Кроме того, на Конституционный совет возложены обязанности по разрешению споров о распределении компетенции между законодательной и исполнительной властью.
  Конституционный совет выносит решения на основе статьи 41 Конституции, если во время обсуждения законопроекта в какой-либо палате парламента выявится, что какая-либо поправка не входит в область законодательства или противоречит полномочиям, представленным в соответствии со статьей 38, т. е. в порядке делегированного законодательства, и по этому поводу возникли разногласия между правительством и председателем соответствующей палаты.
  Таким образом, в общем и целом можно заключить, что Конституционный совет выполняет две основные функции: функцию законодательного контроля и функцию своеобразного советника президента, хотя функция законодательного контроля все же является доминирующей.
  Что касается Государственного совета, то его функции и полномочия несколько менее обширны. Государственный совет выступает как высший орган административной юстиции и как консультативный орган правительства. В первом случае совет осуществляет контроль за деятельностью административных органов. Совет выполняет также обязанности кассационной инстанции в отношении апелляционных административных судов и в отношении дел, поступающих из Счетной палаты, Суда бюджетной дисциплины и т. д. В соответствии со статьями 38 и 39 Конституции он дает предварительные заключения по законопроектам правительства. Совет консультирует правительство и министров по юридическим вопросам.

Назад Содержание Вперед