Административно-территориальная система
Административно-территориальная система Франции претерпела значительные изменения на протяжении новой истории этой страны, хотя изначально эта система строилась на традициях централизации. Франция имеет одну из самых сложных систем административного устройства среди европейских стран, являясь децентрализованным унитарным государством.
На данный момент Франция - чуть ли не единственное государство-член ЕС, которое имеет четыре уровня административно-территориального деления: 1) коммуна; 2) департамент; 3) регион; 4) государство. Начиная с 1982 г., проходит реформа органов местного самоуправления, призванная расширить степень местной автономии и уменьшить административный контроль со стороны государства.
Низшей единицей французского административно-территориального устройства является коммуна. В настоящее время во Франции насчитывается примерно 37 тыс. коммун, причем в 75 % коммун население составляет менее 2 тыс. жителей, а примерно в 10 % коммун население насчитывает менее 100 человек. Коммуна располагает собственным совещательным органом, представленным муниципальным советом и собственным органом исполнительной власти, представленным мэром. Члены муниципальных советов избираются прямым всеобщим голосованием сроком на 6 лет.
Компетенция деятельности коммун сводится в основном к решению местных муниципальных проблем. В частности, коммуна занимается обеспечением начальных школ и содержанием школьных зданий, градостроительством, оказанием социальной помощи в границах коммуны, обслуживанием дорожно-транспортной сети и организацией общественного транспорта на территории коммуны.
Следует отметить, что хотя теоретически коммуна располагает достаточно широкой автономией (особенно после введения в действие закона о децентрализации в 1982 г.), однако на практике реальные возможности каждой коммуны чаще всего зависят в первую очередь от ее финансов, которыми располагает ее муниципальный совет и мэр. В итоге, как правило, лишь коммуны с большим населением и/или высоким процентом зажиточных жителей обладают реальными возможностями осуществления большого количества социальных проектов.
Второй уровень административно-территориального устройства Франции - департамент - является звеном, обеспечивающим представительство и присутствие государства. Во Франции насчитывается 100 департаментов: 96 в метрополии и 4 в заморских владениях.
В соответствии с ныне действующим французским законодательством, главой исполнительной власти в департаменте является председатель генерального совета. Генеральный совет состоит из генеральных советников, избираемых всеобщим прямым голосованием сроком на 6 лет. Законы о децентрализации, принятые в 1982 г., освободили департаментский выборный орган - генеральный совет - и его председателя от опеки со стороны префекта. Вместе с тем департамент по-прежнему остается инстанцией, обеспечивающей присутствие государства и государственное управление на местном уровне.
К основной компетенции департамента относятся следующие задачи: обеспечение деятельности и содержание учреждений высшего образования, обслуживание департаментской дорожной сети, распределение социальной помощи и осуществление заботы о престарелых. Департаменты также занимаются выплатой пособий для детей и пособий на трудоустройство, оснащением сельского хозяйства, организацией школьного транспорта и планированием строительства жилья для малообеспеченных лиц.
Третий уровень - регион был создан в 1961 г. для обеспечения управления на региональном уровне в качестве полноправного территориального коллектива. В ходе реформы 1982 г. его автономия была значительно расширена. В настоящее время во Франции существует 26 регионов (22 собственно во Франции и 4 заморских). Коллегиальным совещательным органом региона является региональный совет, который начиная с 1986 г. избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 6 лет. Региональный совет, в свою очередь, избирает из своего состава председателя, являющегося главой исполнительной власти в регионе.
В компетенцию региона входят обеспечение и поддержание деятельности зданий высшего образования, организация транспорта и связи на территории региона, обустройство территории, экономическое развитие. Регион также занимается согласованием и реализацией планового договора между государством и регионом.
Таким образом, в последние десятилетия в административнотерриториальную систему Французской республики были внесены существенные поправки и изменения, которые способствовали усилению децентрализации и расширению автономии территориальных коллективов (регионов, департаментов, коммун). В значительной степени этот процесс будет продолжен и дальше в результате новых изменений в законодательстве, которые были приняты в период 2002-2004 гг.
Назад | Содержание | Вперед |