3. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления

  Законодательством определены различные формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения.
  Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования.
  Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:
  1) по инициативе, выдвинутой гражданами РФ, имеющими право на участие;
  2) инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные Федеральным законом;
  3) инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
  Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее пяти процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с Федеральным законом.
  Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации.
  Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.
  Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня после поступления в него документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума.
  В местном референдуме имеют право участвовать граждане РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане РФ участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
  Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
  Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
  Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.
  Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
  Гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом субъекта Федерации.
  Муниципальные выборы, которые проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
  Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Федерации.
  Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
  Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, которое проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом.
  Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.
  Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
  Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
  В случаях, предусмотренных федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
  Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных федеральным законом. При этом положения федерального закона, закона субъекта Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.
  Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.
  Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
  Сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, для решения вопросов местного значения. Сход граждан характеризуется следующими признаками:
  1) осуществлять полномочия представительного органа муниципального образования;
  2) может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.
  Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.
  На данном общественном мероприятии председательствует глава муниципального образования или иное лицо.
  Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников, и оно подлежит обязательному опубликованию и исполнению.
  Правотворческая инициатива граждан, с которой может выступить группа граждан, обладающая избирательным правом, реализуется в порядке, установленном нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования.
  Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать три процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
  В случае отсутствия нормативно-правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с федеральным законом.
  Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или его должностным лицом в течение трех месяцев со дня его внесения.
  Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
  В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
  Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
  Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
  Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
  Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также создания органов территориального общественного самоуправления.
  Данное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; несколько жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
  Органы такого самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
  Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования.
  Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16 лет.
  Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16 лет.
  К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
  1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
  2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
  3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
  4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
  5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
  6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
  Органы территориального общественного самоуправления осуществляют следующие функции:
  1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
  2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
  3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социальнобытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
  4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
  В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
  1) территория, на которой оно осуществляется;
  2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
  3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
  4) порядок принятия решений;
  5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
  6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
  Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования.
  Публичные слушания могут проводиться представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования.
  Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
  Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования — главой муниципального образования.
  На публичные слушания должны выноситься:
  1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
  2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  3) проекты планов и программ развития муниципального образования;
  4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
  Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативноправовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
  Собрание граждан проводится для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
  Собрание граждан проводится по инициативе:
  — населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления;
  — представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
  Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
  Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
  Принятые обращения подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и их должностными лицами, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
  Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
  Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
  Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
  Следует отметить, что результаты опроса носят рекомендательный характер.
  В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
  Опрос граждан проводится по инициативе:
  — представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значения;
  — органов государственной власти субъектов Федерации — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
  Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования.
  Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативно-правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:
  1) дата и сроки проведения опроса;
  2) формулировка вопросов, предлагаемых гражданам;
  3) методика проведения опроса;
  4) форма опросного листа;
  5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
  Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
  Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется за счет средств:
  1) местного бюджета — при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
  2) бюджета субъекта Федерации — при проведении опроса по инициативе органов государственной власти.
  Обращения граждан в органы местного самоуправления — это реализация права на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
  Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.
  Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
  За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления законом субъекта Федерации устанавливается административная ответственность.
  Однако рассмотренные нами формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении этим перечнем не исчерпываются, поскольку ст. 33 Федерального закона предусмотрены и другие формы.

Библиографический список

  Европейская хартия о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г. Страсбург, 1985.
  Конституция РФ. М., 1993. Ст. ст. 12, 130-133.
  Федеральный закон РФ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»//СЗ РФ. 1997. № 49. Ст. 5497.
  Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»//Там же. 1998. № 2. Ст. 224.
  Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Там же. 2003. № 40. Ст. 3822.
  Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»//Там же. 2005. № 30. Ч. 1. Ст. 3108.
  Правила ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 1 июня 2005 г. № 350//Там же. 2005. № 24. Ст. 2370.
  Приказ Минфина России от 21 декабря 2004 г. № 119н «Об утверждении Порядка передачи Министерству финансов Российской Федерации информации о долговых обязательствах, отраженных в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации и муниципальных образований»//Рос. газета. 2005. 10 февр.
  Приказ Минюста России от 23 августа 2005 г. № 138 «Об утверждении форм документов для ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации»//Рос. газета. 2005. 1 сент.
  Приказ Минюста России от 26 августа 2005 г. № 145 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования»//Рос. газета. 2005. 3 сент.
  Закон Санкт-Петербурга от 23 июня 1997 г. № 111-35 « О местном самоуправлении»//Вестник Законодательного Собрания СПб. 1997. № 7-8.
  Закон Санкт-Петербурга от 29 сентября 2003 г. № 547-74 «Об устройстве и капитальном ремонте придомовых и внутридворовых проездов и въездов и пешеходных дорожек»//Там же. 2003. № 11.
  Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Утв. Александром II 19 февраля 1861 г.//Полн. собр. законов. Собр. 2. Т. XXXVI-7И 436657.
  Городовое Положение (1862 г.)//Свод законов Российской империи. Т. 2. Кн. 1. М., 1910.
  Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Утв. указом Александра II 1 января 1864 г.//Полн. собр. законов. Собр. 2. Т. XXXIX. № 40457.
  Билюкова Е. Реформа местного самоуправления при Екатерине ^//Законность. 2004. № 4. С. 52-54.
  Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. Обнинск, 1995.
  Гордеев А. А. История казачества: В 4 ч. М., 1992.
  Козлов Ю. М. Исполнительная власть. Муниципальный уровень// Вестник МГУ. Сер. 11. 1993. № 2.
  Местное самоуправление в России/Под ред. В. Д. Полищука, М. С. Клопыжникова. Саратов, 1994.
  Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. М., 1996.
  Шугрина Е. С. Организационные основы местного самоуправления: Учеб. пособие. Новосибирск, 1997.
  Шугрина Е. С., Сивохина Ю.Л. Модели местного самоуправления в Сибирском и Дальневосточном регионах: аналитический обзор законов о местном самоуправлении. Новосибирск, 1997.

Назад Содержание Вперед