§ 2.1.3. Пять типов приспособления к старости
Американский психолог Абрам Маслоу создал иерархическую теорию потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь великих людей. По Маслоу, человек как бы поднимается по ступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям в безопасности и самосохранении, отсюда к потребностям в любви и признании, выше — в самоуважении и самоутверждении и, наконец, вершина — потребность в самоактуализации. Не все успевают добраться к старости до верхних ступеней, наступает старость и приходится спускаться вниз по лестнице. Счастливы те, кто одолел вершину. При этом необходимо учитывать, что выход на пенсию — не есть «сигнал к спуску». Старость при разумно организованном режиме, внимательном отношении к собственному здоровью, психологической уравновешенности и заботе близких может быть не менее привлекательна, чем другие периоды жизни.
В.Генри, психолог и Чикагского университета, сделал специальный доклад на заседании Американского психологического общества, посвященный проблемам занятости и незанятости старых людей. Незанятость людей, вышедших на пенсию, по мнению В.Генри, самым непосредственным образом связана с разобществлением или отрывом от общества. Генри говорит, что ошибочно предполагать будто благополучие и перспективы старых людей обусловлены досугом, в котором они крайне нуждаются. А под досугом подразумевать свободу от занятий и обязанностей.
Незанятость, считает Генри появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности и энергии. Незанятость рассматривается как совокупный процесс, психосоциальное явление, которое объясняется как психологией данного индивидуума, так и воздействием на него общества, включающего или выключающего старика из социальной жизни. Общество может освободить человека от своих обязанностей, но оно не может, тем не менее, освободить его от обязанностей по отношению к самому себе. В таком случае внешние социальные факторы поведения и его мотивы отходят у старого человека на второй план, а на первый план выходят собственные внутренние потребности.
Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости:
1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими; он критичен в отношении к самому себе, но полон юмора и терпимости в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.
2. Установка зависимости присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других; люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия; семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.
3. Защитная установка характеризует людей самодостаточных, обладающих «психологической броней», чопорных, поглощенных профессиональной деятельностью; они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах; внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренние переживания; они подтвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиленной внешней деятельностью.
4. Установка враждебности присуща «разгневанным старикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению — близким, друзьям, социальным институтам, обществу в целом; они не реалистичны в восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее.
5. Установка враждебности, направленная на самого себя, характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы; неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий.
Довольно оригинальную трактовку дает А. Качкин, социолог из Ульяновска, разделяющий пожилых людей по типам в зависимости от того, какие интересы, стороны жизни главенствующие для них.
1. Семейный тип — нацелен только на семью, ее благополучие.
2. Одинокий тип — наполненность жизни достигается, главным образом, за счет общения с самим собой, собственными воспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем).
3. Творческий тип — он не обязательно должен заниматься художественным творчеством, этот тип может реализовывать себя и на садовом участке.
4. Социальный тип — типичный пенсионер-общественник, занятый общественнополезными делами и мероприятиями.
5. Политический тип — человек, заполняющий свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни.
6. Религиозный тип.
7. Угасающий тип. Человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам (к нему должно быть проявлено особое внимание и со стороны родственников и социального работника).
8. Больной тип. Люди такой направленности заняты не столько поддержанием собственного здоровья, сколько наблюдением за протеканием болезни.
Назад | Содержание | Вперед |