7.1. Социологическое понимание культуры: социальные свойства и функции
Понятие культуры
Культура (от лат. культура - возделывание, воспитание, образование, развитие) - это совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также процесс их создания и воспроизводства.
Слово «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает культивировать, или возделывать, почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX веках этот термин стали употреблять по отношению к людям и социальным отношениям. Немецкое слово «Kultur» также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» часто ассоциируется с оперным театром, классической литературой, хорошим воспитанием.
Культура - сложный многообразный феномен. Она тесно переплетена с другими социальными явлениями. Состав культуры и ее роль в общественной жизни меняются в зависимости от времени и места.
Основные элементы культуры: литература, музыка, живопись, мода, архитектура, танцы, кино, дизайн. Кроме того, культуру можно разделить на материальные и духовные артефакты.
Материальная составляющая культуры включает в себя все материальные достижения человечества - орудия труда, здания, сооружения.
Духовная составляющая культуры - это:
• знания, сформулированные в определенных понятиях, представленных и зафиксированных в языке как системе знаков и символов, наделенных определенным значением;
• ценностно-познавательная система - ценности, ценностные установки и ориентации, идеалы, социальные нормы;
• образцы поведения - обряды, обычаи, традиции.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно охватывает убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной социальной группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды группы, входящей в более широкую общность, называют субкультурой.
Существует более 300 определений культуры и все они дополняют друг друга, так как это очень емкое понятие. Одно из определений культуры звучит так: культура - это система табу, то есть запретов, ограничительных рамок (З. Фрейд). Культура выполняет по отношению к индивиду регулятивные функции, т. е. подавляет его животные инстинкты.
Еще одно определение культуры, которое перекликается с предыдущим: «Культура - это обозначение наученного поведения, которое не дано человеку от рождения, а должно усваиваться каждым новым поколением заново» (английский социолог и антрополог Бенедикт). Возникает естественный вопрос: культура, ограничивая людей, мешает, а не помогает им? Любая культура содержит готовые образцы поведения, в которые каждое поколение вносит свои дополнения.
Культура - это чувство меры во всем. Человек культурный воспитывает в себе это самое чувство. Например, чувство меры в одежде означает, что одежда должна соответствовать занятию и ситуации. Чувство меры очень важно по отношению к еде и питью, прежде всего к алкоголю. Мера вырабатывается в ходе общения. «Культура обозначает совокупность всего, что создано деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом» (социолог Питирим Сорокин).
По отношению к другой культуре существует две противоположные позиции. Когда свою нацию, социальную группу индивид ставит в центр и считает, что культура данной группы, нации является наивысшим достижением по сравнению с другими культурами, это явление называется этноцентризм. Появляется оттенок пренебрежения и даже презрения к чужой культуре. К сожалению, нужно констатировать, что в современных условиях на позициях этноцентризма стоит много людей, что порождает проблемы, доходящие до конфликтов и крайнего проявления неприязни - расизм, фашизм, шовинизм, национализм, религиозный фанатизм.
Противоположная этноцентризму точка зрения называется культурный релятивизм. Эта позиция отношения к другой культуре предполагает терпимость, уважение, признание ценности и значимости. Широко известно вытекающее из культурного релятивизма понятие толерантность. Люди, стоящие на позициях культурного релятивизма, совершенно очевидно, более высокоразвиты по сравнению с теми, кто стоит на позициях этноцентризма. Например, совершенно не следует смеяться над привычкой северных народов. Каждый может вспомнить примеры, когда обычаи, традиции, привычки представителей другой культуры вызывают удивление и недоумение.
Культурные конфликты
Аномия - означает нарушение единства культуры, связанное с отсутствием четко сформулированных социальных норм. Когда в Европе и Америке ускорился процесс индустриализации, прежняя культура, господствовавшая много столетий, стала быстро разрушаться. Она стала утрачивать для людей этих континентов свою ценность. Это выразилось в росте преступности, числа разводов, ослаблении сексуальных запретов, девальвации традиционных религиозных и семейных ценностей.
Культурное запаздывание. Наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают изменения нематериальной культуры (обычаи, убеждения, ценности). Это приводит к несоответствию между материальной и нематериальной культурой. Во времена индустриализации, начавшейся в 20-30-е годы XX столетия, множество вчерашних крестьян переезжали в города, становились рабочими и служащими, а, главное, - горожанами. Но они везли в города культуру сельской жизни, которую легко обнаружить в жизни российских городов и сегодня. Например, городские женщины активно занимаются заготовкой варений и солений на зиму.
Чуждое влияние. Другая культура оказывает мощное влияние на развивающуюся культуру. Особенно подвержена этому влиянию молодежь, которая, не усвоив ценности родной культуры, начинает преклоняться перед западной. Сейчас много молодых людей хорошо знают английский язык (и это позитивное явление), но при этом они все хуже и хуже знают русский язык: неграмотно пишут и косноязычны в устной речи. Если это чуждое влияние не остановить, то через несколько поколений Россия рискует потерять собственную культуру. Ничего страшного нет во влиянии другой культуры, если не затронуто ядро основной культуры.
Основоположники социологии Э. Дюркгейм и М. Вебер считали, что именно культура играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие, оказывают существенное влияние на все сферы общественной жизни и, прежде всего, на экономику.
Максимально подробно эту позицию обосновал в своих работах М. Вебер. Прежде всего, следует назвать его книгу «Протестантская этика и дух капитализма», в которой немецкий социолог попытался доказать, что появление около 500 лет назад нового христианского течения - протестантизма - привело к возникновению и бурному развитию капитализма. Богатый зажиточный крестьянин в период уборки урожая нанял 10 работников, 5 из которых - католики и 5 - протестанты. Чтобы их больше заинтересовать, богатый крестьянин объявил им, что с завтрашнего дня он будет платить им вдвое больше. Реакция католиков противоположна реакции протестантов. Протестанты начали работать вдвое больше, так как их заработок увеличивался вчетверо, а католики стали работать вдвое меньше, и их заработок остался прежним. Протестанты, руководствуясь своей этикой обогащения, способствовали зарождению и развитию совершенно нового социальноэкономического уклада.
Функции культуры
Первая - образовательно-воспитательная. Из ее названия видна ее цель, т. е. образование, воспитание или, как говорят социологи, социализация личности, то есть освоение ею знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется степенью приобщенности данной личности к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Другими словами, приходим к широко известной формуле: знания плюс умения.
Вторая - интегративная (объединительная) функция культуры. Это означает, что освоение культуры у индивидов одного сообщества развивает чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии. Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачивая одних на культурной основе, она противопоставляет их другим сообществам, объединенным на основе другой культуры.
Третья функция называется регулирующей. О ней уже шла речь выше, когда мы говорили о чувстве меры, правилах и рамках поведения, в которых живет и работает человек. Именно эти правила заставляют индивида соблюдать систему предписаний.
Четвертая - компенсаторная функция. Культура способна компенсировать недостатки повседневной жизни за счет широких внутренних ресурсов. Музыка способна компенсировать недостаток эмоций человека в повседневной жизни; литература дает возможность уйти в виртуальное пространство; изобразительное искусство компенсирует одностороннее восприятие окружающей реальности.
Назад | Содержание | Вперед |