7.2. Основные структурные элементы культуры
Можно выделить следующие структурные элементы культуры.
Первый элемент - это понятия, которые содержатся, главным образом, в языке. Благодаря понятиям упорядочиваются отношения людей. Но это упорядочивание опыта у людей разных культур происходит по-разному. Например, у чукчей, которые живут десять месяцев со снегом, для обозначения снега существует около пятидесяти названий. В немецком языке слово essen обозначает прием пищи людьми, а слово fressen - прием пищи животными. А по-английски и то, и другое обозначается одним словом eat. Самое большое число философов дали миру греческая и немецкая культуры. Очевидно, это связано с особенностями древнегреческого и немецкого языков. Восприятие окружающего мира через понятия, зафиксированные в языке, больше или меньше различается в разных культурах.
Второй элемент культуры - это отношения. Имеется в виду отношения между понятиями, за которыми скрываются объекты, явления и процессы окружающего мира, а также отношения между людьми. Например, есть сильное различие у разных культур в методах воспитания детей. Очень интересная система воспитания практикуется в Абхазии, где главное в воспитании детей - категорический запрет наказания и осуждения детей, (т. е. их нельзя бить и нельзя ругать, наоборот, их надо всегда хвалить даже за самые малейшие хорошие поступки). Если ребенок совершил что-то плохое, то похвалы прекращаются, и ребенок воспринимает отсутствие похвал как самое сильное наказание.
Третий элемент культуры - ценности: то, к чему люди должны стремиться, то, что в данной культуре уважается, ценится. У мусульман ценностью является уважение старших, послушание старшим, что у русских встречается достаточно редко. В советские времена высшей ценностью был патриотизм, любовь к Родине, первенство общественного перед личным. Сегодня на первом месте индивидуализм и самой высшей ценностью открыто провозглашены деньги, богатство, собственность, капитал.
Четвертый элемент - правила. Люди придумали множество разных правил и, конечно же, в разных культурах мы наблюдаем большую или меньшую разницу между правилами. Возьмем, к примеру, законодательные системы современной России и Китая. Как известно, с 1996 г. на смертную казнь в России введен мораторий. В Китае же она применяется, существует несколько десятков преступлений, за которые в Китае следует наказание в виде смертной казни (в России за те же преступления вообще нет никаких наказаний). Назовем несколько таких наказаний: за коррупцию, за распространение наркотиков, за проституцию и - самое удивительное - за угон автомобиля в Китае применяется смертная казнь, а в России не следует никаких наказаний.
Названные выше четыре основных элемента культуры взаимосвязаны и влияют друг на друга, что и создает в итоге неповторимую уникальную картину - самобытную культуру.
Нормы культуры
С ценностями культуры тесно связаны - нормы, т. е. определенные стандарты поведения, работы, взаимоотношений между людьми. Как было сказано выше, за соблюдение норм индивида уважают, любят, поощряют. За нарушение норм - наказывают, вплоть до уголовного преследования. Но бывает нарушение норм со знаком плюс. Например, героические подвиги на войне или в трудовом процессе. Поэтому существуют санкции негативные (наказание, осуждение) и санкции позитивные (награды, слава, льготы, привилегии). И те, и другие санкции оказывают воспитательное воздействие на всех людей. Главное, чтобы органы, применяющие санкции, не забывали это делать справедливо и обоснованно.
Нормы культуры - это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.
Нормы - это некие идеальные образцы, шаблоны, предписывающие людям, что они должны говорить, делать, думать в конкретных ситуациях.
Нормы или правила бывают:
• частные, индивидуальные - ограниченные личностью одного человека;
• общественные - пронизывают все общество, касаются каждого его члена.
Нормы культуры находят свое выражение в привычках - стереотипах поведения в повседневной жизни: ежедневно чистить зубы, аккуратно есть, не сорить, не плевать на улице и т. д.
К привычкам близки манеры.
Манеры - это внешние формы поведения индивида, вызывающие у окружающих определенные реакции.
Манеры бывают:
• положительные, общепринятые - аккуратность и чистота одежды и обуви, походка и т. д.;
• негативные, вызывающие осуждение - хамство, наглость, нецензурная брань, поглощение пива из бутылки и т. п.
Манеры - это внешняя форма проявления культуры поведения, но не система, не комплекс поведения.
Этикет - это установленный порядок, система правил поведения, составляющий единое целое.
В отличие от манер обычаи - это продукт сознания больших групп людей, социальных слоев, наций народов.
Обычаи - это понятные окружающим массовые образцы действий, которые считаются общепринятыми. Это привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности: пожимание правой руки при приветствии, езда по правой (или левой) стороне улицы, еда с вилки и т. п.
К сфере культуры относятся также следующие элементы:
Обряды - это массовые действия людей, связанные с проведением какого-либо ритуального действия: свадьбы, крещения, похорон и т. п.
Церемония и ритуал - это обряд, расписанный по пунктам и действиям, иногда по времени; это порядок и последовательность исполнения обряда.
Нравы - это обычаи, имеющие нравственное значение, характеризуют формы поведения людей, которые бытуют в обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.
Традиции (от лат. традицио - передача) - это элементы социального и культурного наследия (общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, ритуалы и т. п.), передающиеся от поколения к поколению и сохраняемые в течение длительного времени.
Норма (от лат. норма - руководящее начало, правило, образец) - это признанный большинством населения, социального слоя или группы порядок, установление.
Нормы, как правило, оформляются в закон, нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке и обладающий высшей юридической силой.
Вкус - воспитанное в детстве понимание красоты природы, вещей, поступков. Вкусов может быть множество, но есть определяющий, которого придерживается большинство граждан.
Мода (от франц. моде и от лат. модус - мера, способ, правило) - это непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизнедеятельности общества или культуры. В узком смысле мода - это инновации, смен форм и образцов одежды, прически, макияжа и т. п.
Увлечения - это большой интерес к чему-либо в мире искусства, отдыха, спорта, техники и т. п.
Нормы культуры влияют на ее внешнее проявление - формы.
Формы и виды культуры
Широко известно разделение культуры на материальную и духовную. Но не бывает чего-то такого, что было на 100% материальной или, наоборот, на 100% духовной культурой. Обычный легковой автомобиль - это, конечно же, предмет материальной культуры, но кто- то его конструировал, придумывал, применяя свои знания, воображение и т. д., а это уже частичка духовной культуры. И обратный пример. Картина, написанная художником - это, конечно же, концентрированное выражение духовной культуры. Но сама картина есть материальный объект: она состоит из холста, красок, рамы.
Известно другое деление культуры - на предметную и поведенческую.
Предметная культура - это все предметы, которые созданы людьми. Предметная культура очевидна, а вот противостоящая ей поведенческая культура не так бросается в глаза. Очевидно, что поведенческая культура гораздо важнее для отдельного индивида и для всего общества, чем предметная.
Необходимо сказать об особом значении в каждой культуре языка. Совершенно очевидно, что язык - это средство, инструмент для познания окружающего мира. Чем лучше конкретный индивид владеет языком, тем легче ему ориентироваться, познавать, устраиваться, делать карьеру, расти в личном плане, в мире природы и в мире людей. И, наоборот, чем хуже индивид владеет языком, тем меньших успехов (а может быть, никаких вообще) индивид не достигнет. Умелое владение родным языком никому еще не повредило. А. С. Пушкин и В. Шекспир владели словарным запасом примерно в 24 тысячи слов. Имеющий высшее образование человек, имеет словарный запас около 5 тысяч слов. На другом полюсе мы имеем бессмертный образ Эллочки-людоедки, созданный И. Ильфом и Е. Петровым, которая употребляла всего 30 слов и считала при этом себя девушкой образованной, умной, модной и интеллигентной.
Выделяют основные формы культуры.
1. Элитарная культура - сложившаяся вначале как культура элиты и являющаяся носителем классических образцов высокой культуры: оперы, балета, живописи, поэзии, литературы. Элитарная не значит закрытая, доступная лишь представителям высших кругов. Телевидение, радио, кинематограф сделали возможным тиражирование образцов высокого искусства, стирая грани между элитарной и народной культурой.
2. Культура народного типа - это культура, созданная народом, не так высоко профессиональна и уступает элитарной по глубине, мастерству исполнения. Сказки и сказания, легенды и былины, песни и танцы называют народными, потому что они не имеют индивидуального авторства.
Массовая культура - это культура, которая актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке.
Народная культура включает в себя сказки, былины, частушки, фольклор, песни и мифы. Она играет важную роль в приобщении каждого индивида к ценностям своей родной культуры. Через ценности народной культуры человек затем приобщается к высокой культуре, созданной соотечественниками и далее - к мировой высокой культуре. Без знаний народной культуры индивид никогда не станет по-настоящему любить свою Родину, свой родной язык и свой народ. Он, как бы, не имеет корней в определенной почве (стране) и живет по принципу «где хорошо, там и Родина» Для таких людей не является проблемой, уехать навсегда из страны, причинить ей вред, предать ее. Такие люди начисто лишены чувства принадлежности к какой-то большой общности людей (мой народ, моя нация), они индивидуалисты-кочевники, «перекати поле».
С появлением средств массовой информации возникла - массовая культура, которая по названию известна почти всем. Но по содержанию она в значительной мере (особенно в наше время) носит негативный характер. Есть, конечно, много примеров массовой культуры, которая несет положительный духовный заряд. Например, бессмертный фильм режиссеров Васильевых «Чапаев».
Следующее форма - это субкультура. Субкультура - это часть какой-то большой культуры. Например, культура молодежи - это большая культура, а культура студенческой молодежи - это часть этой большой культуры, т. е. субкультура. Внутри уже этой субкультуры можно выделить еще одну субкультуру, например, субкультура студенческой молодежи в крупных городах, в мегаполисах.
Теперь рассмотрим два важных понятия: культура, контркультура. На наш взгляд, очень важно их различать, т. к. некоторые люди, особенно молодые, смешивают их. Есть четкий критерий между культурой и контркультурой. Культура - это все то, что способствует развитию и совершенствованию отдельного индивида и, стало быть, всего общества в целом. Ключевые слова здесь - развитие и совершенствование. Контркультурой же можно назвать то, что способствует медленной или быстрой деградации индивида, которая в итоге заканчивается разрушением его личности. И здесь ключевые слова - противостояние и разрушение.
Существует много подходов к выделению типов культуры, рассмотрим следующие.
1. Культура определенной эпохи:
- античная культура;
- культура эпохи Возрождения;
- культура Средневековья;
- культура Нового времени;
- культура индустриального общества.
2. Культура конкретной общности, этнического образования:
- культура майя;
- культура народов Междуречья;
- культура русского народа;
- культура народов Средней Азии, Южной Америки.
3. Культура сферы деятельности:
- культура труда;
-
политическая культура;
- художественная культура;
- инженерная культура.
4. Конфессиональная культура:
- христианская культура;
- культура ислама;
- буддистская культура.
Множество форм и типов культуры способствует тщательному социологическому анализу и изучению для дальнейшего творческого применения в профессиональной деятельности и использовании в повседневной жизни.
Назад | Содержание | Вперед |