2.4. Федеративное устройство РФ
Понятие федеративного устройства. Впервые Россия как Федерация была создана в 1918 г., что было закреплено Конституцией 1918 г. До этого Россия существовала как унитарное государство - Российская империя. Формирование Федерации продолжалось до 1922 г., когда был создан СССР.
В 1924 г. была принята Конституция СССР, которая предусматривала принятие автономными социалистическими республиками собственных Конституций. В 1925 г. была принята Конституция РСФСР. Во всех Конституциях союзных республик было провозглашено право на самоопределение, но фактически с созданием СССР оно не могло быть реализовано длительное время.
В 1990 г. Совет Народных Депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР», содержащую положения о выходе РСФСР из состава СССР, что повлекло в 1991 г. распад СССР. В 1992 г. Совет Народных Депутатов РСФСР изменил название РСФСР на РФ - Россия.
12 декабря 1993 г. (сейчас празднуется как День Конституции) всенародным голосованием была принята ныне действующая Конституция РФ, согласно (ст. 5) которой РФ состоит из равноправных субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономных областей, автономных округов.
Каждый субъект Федерации независимо от названия, размера своей территории и количества населения обладает равным количеством прав.
Республика (государство) имеет свои Конституцию и законы. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав (основной закон - аналог конституции) и законодательство.
Принципы федеративного устройства. Российская Федерация основана на следующих принципах федеративного устройства:
1) государственная целостность;
2) единство системы государственной власти;
3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов Федерации;
4) равноправия и самоопределения народов РФ.
Особенности федеративного устройства. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами Федерации раскрывается через различие в правовом статусе РФ и субъектов Федерации. Поэтому рассмотрим особенности правового статуса РФ и субъектов РФ.
Основной особенностью правового статуса РФ является то, что РФ - федеративное государство.
Основа правового статуса РФ заключается в полном государственном суверенитете, то есть только РФ обладает всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) на всей территории России, за исключением тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией переданы ее субъектам.
РФ имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства, взаимоотношения РФ с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими государствами.
РФ основана на территориальном единстве. Ст. 74 К РФ гласит: на территории РФ не должно устанавливаться таможенных границ, пошлин, сборов или каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств.
РФ обладает высшей властью на своей территории.
В РФ единое гражданство.
В РФ общая система органов государственной власти. Высшими органами государственной власти РФ являются: Президент - глава государства, Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган, Правительство - исполнительный орган, Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный Суды - органы судебной власти.
В РФ единая система права, куда входят федеральные нормативно-правовые акты, нормативно-правовые акты субъектов
Федерации и органов местного самоуправления. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, ратифицированные РФ также являются составной частью российской правовой системы.
Единство системы права РФ заключается также в верховенстве Конституции РФ, которая:
- обладает высшей юридической силой на всей территории РФ;
- имеет прямое действие;
- применяется на всей территории РФ.
РФ имеет свою собственность. В собственности РФ находятся наиболее важные из объектов собственности, например: объекты национального богатства страны; объекты, необходимые для функционирования общероссийских органов государственной власти и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства.
К объектам, составляющим основу национального богатства, относятся: ресурсы континентального шельфа, морских вод, охраняемые природные объекты (заповедники), объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения.
К объектам, необходимым для функционирования органов государственной власти, относятся: государственная казна РФ (республиканский бюджет, средства Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, другие внебюджетные фонды, золотой запас).
К объектам оборонного производства относятся: все предприятия, производящие вооружение, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющие и радиоактивные материалы, ракетные носители.
Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства: предприятия добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, железнодорожный, воздушный, водный транспорт, газификация, федеральные автомобильные дороги, связь, телевизионные и радиоцентры.
Статус земли, недр, вод, лесных и других природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации.
В РФ единая денежная и кредитная система. Денежные единицы выпускает исключительно Центральный Банк РФ (Банк России), единым платежным средством на всей территории РФ является рубль.
В РФ единые вооруженные силы. Субъекты РФ не имеют права иметь собственную армию.
В РФ единый государственный язык. Вместе с тем народы России имеют равные права на развитие и поддержку своих языков.
Исключительная привилегия РФ - право на внешние сношения с иностранными государствами от имени России, установление дипломатических отношений, объявлять войну и заключать мир.
Теперь рассмотрим правовой статус субъектов РФ.
Согласно ст. 65 Конституции РФ, все субъекты Федерации являются равноправными, независимо от своего наименования: республика, край, город федерального значения или иного. Так как их правовой статус является одинаковым, рассмотрим его на примере республики.
Конституция РФ определяет республику как государство в составе Федерации.
Республика в составе РФ:
- обладает своей территорией;
- имеет верховенство власти на своей территории;
- имеет свою конституционно-правовую систему. Республика принимает свою Конституцию самостоятельно, что не требует ее утверждения федеральными органами государственной власти. Республика самостоятельно принимает законы. Но Конституция республики и ее законы являются составной частью правовой системы РФ, что означает, что они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае противоречия применяются Конституция РФ и федеральные законы. Кроме того, республика обладает правом законодательной инициативы;
- республика самостоятельно определяет свою систему органов власти в соответствии с основными принципами организации представительной, исполнительной и судебной власти в РФ. То есть республика, как и РФ, имеет главу, представительный орган, правительство (орган исполнительной власти), Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. В настоящее время в рамках судебной реформы в республиках создаются Конституционные Суды;
- имеет свою собственность: земли, недра, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, исторические и культурные ценности;
- республика вправе устанавливать свой государственный язык, который используется на территории республики наряду с общегосударственным языком, которым является русский;
- республика имеет право на свою государственную символику;
- республики вправе самостоятельно решать вопрос о своем наименовании.
Все остальные субъекты Федерации, не являющиеся республиками, имеющие другое наименование (например, край, область), имеют такой же правовой статус, что и республики.
На основании ст. 72 Конституции РФ каждый субъект Федерации и РФ заключают между собой договор о разграничении предметов ведения. Этой же статьей предусмотрены предметы совместного ведения, по которым одновременно издаются федеральные законы и законы субъектов Федерации.
Назад | Содержание | Вперед |