3. Государство Сефевидов
Во второй четверти XV в. в г. Ардебиле, в Южном Азербайджане, усилилось влияние Сефевидов, возглавлявших мусульманский орден «Сефевие».
В 1499 г. во главе Сефевидов становится юный Исмаил Сефевид — смелый воин и тонкий политик. Желая привлечь на свою сторону народные массы, Исмаил объявил себя шиитом. Все его приверженцы в знак своей принадлежности к шиизму носили головные уборы красного цвета. Благодаря этому они получили название «кызыл-баши», то есть «красноголовые».
Захватив княжество Ширван, в Азербайджане, Исмаил двинулся на юг и занял Тебриз. Здесь он провозгласил себя шахом (1502—1524 гг.), а шиизм — государственной религией. Династия Сефевидов просуществовала с 1502 по 1736 г.
Провозглашение шиизма государственной религией позволяло Сефевидам секуляризовать огромные земельные фонды и богатства суннитского мусульманского духовенства.
В руках первого шаха династии Сефевидов оказался огромный земельный фонд. Для управления им был создан особый вазират. Его глава назывался «вазир высокого Дивана», в отличие от вазира, управлявшего остальной частью страны. Наряду с шахом крупнейшими землевладельцами стали ханы племен, принимавшие активное участие в образовании Сефевидского государства, и шиитское духовенство.
Скоро в состав Сефевидского государства вошла территория всего Ирана (кроме Хорасана), а также Ирак с Багдадом (1508 г.). Здесь скрещивались важнейшие торговые пути и находились священные шиитские города Неджеф и Кербела.
Дальнейшее возвышение Сефевидского государства произошло при шахе Аббасе I (1587—1628 гг.). Он был наиболее выдающимся монархом этой династии и считался одним из великих правителей Персии, сумевшим создать сильное государство.
Аббас пытался решить задачу возвышения государства путем увеличения размеров и реальной экономической мощи шахского домена. В возникшей в связи с этим борьбе с враждебными ему группировками Аббас I опирался на ту часть знати, которая находилась в вассальной зависимости от него, а также на торгово-ростовщические элементы городов. В поисках надежной опоры Аббас стал все более ориентироваться на местную персидскую знать. В 1598 г. он перенес столицу из Казвина в г. Исфахан и уделял много внимания ее украшению.
Центральное место в преобразованиях Аббаса I заняла военная реформа. Вместо племенного ополчения было организовано постоянное войско. Часть его была вооружена огнестрельным оружием и даже артиллерией. Военная реформа имела большое политические значение, так как подорвала военную мощь кочевых племен и влияние кочевой знати, покончила с их преобладающей ролью в судьбах Ирана.
Военная реформа проводилась одновременно с административной. До Аббаса I правители областей беглербеги назначались из знатнейших эмиров кызыл-башских племен или из сыновей шаха. Аббас I стал широко выдвигать на посты беглербе- гов представителей местных иранских фамилий, а также представителей новой военной знати из гулямов (то есть кавказцев, составлявших конницу в постоянной армии). Им давался ханский титул. Назначение и смещение правителей областей производилось непосредственно шахом.
Все управление государством сосредоточилось при дворе шаха. При нем состоял «высочайший меджлис», или государственный совет с совещательными правами. Власть шаханшаха считалась неограниченной, однако при решении важнейших вопросов шах и высочайший меджлис должны были считаться с нормами шариата и мнением мусульманских богословов.
Территориальное расширение, организация постоянного войска, военные успехи превратили государство Сефевидов в мощную державу. Европейские путешественники, посещавшие двор шаха Аббаса и его ближайших наследников, заявляли, что Сефевиды в XVII столетии были «самыми богатыми монархами в мире».
Будучи крупнейшим землевладельцем, шах выступал вместе с тем и как самый крупный купец. Обладая неограниченной властью, Аббас объявлял монополию на наиболее выгодные предметы торговли: шелк, соль, мыло и т. д. Для удобства торговли он организовал строительство дорог, мостов и ирригационных сооружений.
В сефевидский период устанавливаются регулярные связи Ирана с Московской Русью. Обмен посольствами между ними начался еще в середине XV в. А затем общие политические интересы в борьбе с Османской империей способствовали развитию русско-иранских торгово-дипломатических связей.
Первыми европейцами, которые в XVI в. вступили на путь открытых захватов, были португальцы. В 1507 г., захватив о. Ормуз и расположенный на нем крупнейший торговый порт, они стали господствовать в Персидском заливе.
В 1620 г. сефевидское войско изгнало португальцев из Ормуза. В этой операции оно было поддержано флотом английской Ост-Индской компании, за что англичане потребовали предоставления им права беспошлинной торговли в пределах всего Сефевидского государства.
В 1623 г. был заключен голландско-иранский торговый договор, по которому голландцам свободно разрешалось вывозить из Ирана почти все виды товаров без пошлин.
Период правления Сефевидов называют «золотым веком» персидского искусства. Народы Ирана были хранителями большого культурного наследия, накопленного тысячелетиями упорного труда. Сфера иранской культуры не ограничивалась Персией. Она была распространена в огромной области от Турции на западе, до Индии на востоке. Персидский язык был языком культуры при дворе Моголов в Индии и повсюду в Западной Азии, так же как французский в Европе.
Назад | Содержание | Вперед |