3.3.4. Соотношение понятий «способности» и «качества»

  С ролью деятельности в развитии способностей тесно связан и вопрос соотношения «способности» и «качества».
  Существуют большие разногласия в использовании и толковании близких друг другу понятий — способности, одаренность, качества, характеризующие возможности человека. В одном случае отказываются от «качества» и говорят только о «способностях» (В. С. Фарфель). В другом случае эти два понятия используются как синонимы, в частности в большинстве работ по психологии труда. Например, В. Д. Шадриков не разграничивает понятия «способности» и «качества», хотя и считает второе понятие более широким, чем первое. В третьем случае способность становится синонимом одаренности (А. Ф. Лазурский). В результате порой бывает очень трудно разобраться, что конкретно имеет в виду автор, использующий какое-либо из этих понятий. Такое положение не позволяет продуктивно разрабатывать целый ряд теоретических проблем, так как и ученые и практики лишены адекватного понятийного аппарата.
  Обсуждение вопроса о важности наличия понятий «способности» и «качества» надо начинать с нахождения их места в ряду всех факторов, обусловливающих возможности человека и эффективность их проявления. Только в этом случае можно увидеть, в чем специфика использования каждого из этих понятий.
  Возможности человека и эффективность его деятельности определяются как социальными (приобретаемыми в процессе воспитания, обучения, тренировки) факторами, так и врожденными, биологическими. Эти индивидуально-личностные факторы, обусловливающие возможности человека, и подлежат рассмотрению в их отношении к разбираемым понятиям.
  К врожденным (генотипическим) факторам относятся конституциональные, морфологические особенности (рост, вес, особенности телосложения в целом — соматотип, морфофункциональные особенности строения мышц: быстрые и медленные мышечные волокна), физиологические особенности (уровень максимального потребления кислорода, психофизиологические особенности (свойства нервной системы и темперамента), простейшие психические функции (процессы), связанные с восприятием, вниманием, памятью и т. д.
  К приобретенным факторам, влияющим на возможности человека, относятся мотивы, знания, умения, а также получаемые в процессе тренировки приросты врожденных особенностей и факторов.
  Между врожденными и приобретенными свойствами человека нет разрыва. Знания и умения быстрее приобретаются и достигают лучшего качества у людей с определенными врожденными особенностями; в свою очередь, обучение и тренировка способствуют развитию врожденных особенностей человека. Поэтому индивидно-личностные особенности взрослого человека представляют собой нерасторжимое единство, образно говоря — сплав врожденных и приобретенных свойств, который И. П. Павлов назвал фенотипом.
  Знание того, какого уровня факторами (генотипического, фенотипического или приобретенного) обусловлены в данный момент возможности и эффективность деятельности человека, важно при прогнозировании его успехов в настоящем и будущем. При оценке возможностей человека в данный момент для нас не существенно, за счет чего, проявляются эти возможности — как результат обучения и тренировки или только в силу врожденных особенностей человека. Здесь оценка возможностей абстрагируется от причин, их обусловивших.
  Когда же нужно узнать, следствием чего являются наличные возможности человека — врожденных особенностей, их развития или обучения, — то возникает необходимость в углубленном анализе компонентов, из которых складываются наличные возможности человека, группировании этих компонентов (факторов) по уровням и включении этих групп факторов в рамки определенного понятия.
  Особенно важно выяснить роль врожденных факторов в проявлении наличных возможностей человека в следующих случаях:
  1) если нужно понять, почему у двух и более субъектов при созданных им равных условиях деятельности и при имеющемся у них одинаковом стремлении достижения все же различны;
  2) если необходимо узнать, за счет чего разные субъекты добились одинаковой эффективности;
  3) если хотят дать прогноз достижений данного субъекта на будущее (когда хотят оценить перспективу его развития).
  Таким образом, для практики необходимы понятия, помогающие обозначить группы следующих индивидно-личностных факторов, обусловливающих возможности человека и эффективность его деятельности:
  1) отражающих роль врожденных особенностей человека;
  2) отражающих роль приобретенных особенностей человека;
  3) отражающих роль единства врожденных и приобретенных особенностей человека.
  Первая группа факторов соотносится со способностями и одаренностью, вторая — с опытом человека, третья — с качествами.
  Очевидно, однако, что необходимо такое понятие, которое явилось бы отражением единства врожденного и приобретенного. Для этой цели больше подходит понятие «функциональное качество». Функциональное качество можно определить как наличный уровень проявления какой-либо стороны/возможностей человека, независимо от того, чем этот уровень обусловлен — природными особенностями, их развитием или знаниями и умениями. При этом в функциональные качества включаются не все приобретаемые человеком знания и умения, а только те, которые помогают проявлению той или иной стороны возможностей (быстроте, точности действий, выносливости и т. д.).
  Функциональные качества и способности по названию могут совпадать (например, качество быстроты и способность к быстродействию). Или одна и та же сторона возможностей (функции — например, концентрация внимания) может выступать и как качество, и как способность все зависит от угла рассмотрения фенотипа или генотипа, наличного уровня или прогноза
  Важным отличием понятия «качество» от понятия «способности» состоит в том, что первое может характеризовать не только функциональные возможности человека, но и человека как личность (личностные качества) Поэтому наряду с двигательными качествами, качествами ума, выделяют нравственные, волевые качества, причем первые не связаны с врожденными особенностями человека, а приобретаются в процессе его социализации и воспитания.
  Функциональное качество, как и способность, не подменяет понятия «функция», «психический процесс». Оба они отражают лишь специфические стороны той или иной функции: у внимания — концентрацию (интенсивность), устойчивость, лабильность, распределение его; у движения — силу, быстроту, выносливость и т. д. Однако функциональные качества могут быть простыми и сложными, характеризовать, не только отдельную функцию, но и деятельность в целом (быстрота чтения, бега), а способности характеризуют только ту или иную сторону функции.
  Вопрос о превращении способностей в функциональные качества по существу обсуждается в работе Б. А. Федоришина и соавторами.
  В заключение отметим, что использование понятия «функциональное качество» как фенотипического образования, является компромиссом между крайними точками зрения на природу функциональных возможностей (приобретенные или врожденные) человека, как бы «примиряет» их.

Назад Содержание Вперед