§ 3. Правовое государство и Российская Федерация
Правовое государство, как определенная политическая концепция и соответствующая государственная практика, имеет долгую и противоречивую историю.
Идеи и концепции правовой государственности разрабатывались и в эпоху рабовладельческого строя и раннебуржуазными прогрессивными идеологами - Г. Гроцием, Б. Спинозой, Дж. Локком, Ш.-Л. Монтескье, Т. Джеферсоном и др. По словам К. Маркса, классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному, был английский мыслитель XVII века Дж. Локк. В его трактовке идея господства права представляется в виде государства, в котором верховенство закона соответствует естественному праву и признает неотчуждаемые права и свободы индивида и осуществляется разделением властей. Идея государства, подчиненного праву, в первый раз нашла свое выражение и обоснование в философской системе Иммануила Канта в конце 70-х годов XVIII столетия. Он говорил: «Государство - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам».
Сам термин «правовое государство» сформировался в первой четверти XIX века в немецкой юридической литературе в трудах К.Т. Волькера, и, главным образом, в 1829 году в работе Роберта Моля «Королевское государство и право». В дальнейшем оно получило распространение и в России, где среди сторонников, правового государства были Чичерин Б.Н., Кистяковский Б.А., Новгородцев П.И. и др.
Прежде всего, что следует понимать под правовым государством?
В.С. Нерсесянц (проф. ИГП РАН) дает следующее определение. По его мнению, правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.
Мы полагаем, что правовое государство - это политическая форма организации власти в государстве, которая функционирует на основе правового закона и является инструментом защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.
В статье 1-й Конституции Российской Федерации наше государство впервые провозглашено правовым государством. При этом правовое государство является одним из структурных элементов основ конституционного строя.
Представление о правовом государстве в Российской Федерации ассоциируется сейчас, по крайней мере, с двумя положениями: с порядком в государстве и защищенностью граждан. Какие же принципы могут способствовать достижению поставленной цели?
Первый принцип. В Российской Федерации должны быть созданы условия для такого типа правопонимания, в рамках которого так или иначе проводится различие между правом и законом, и на этой основе формулируется требование правового закона. Главным для подобного разграничения является признание принципа формального равенства, который имманентно присущ праву и выражает присущую ему справедливость. Справедливо то, что соответствует праву, а действовать по справедливости - это значит действовать согласно праву. Отрицание правового характера справедливости приводит к тому, что в принцип справедливости начинают возводить какое-нибудь неправовое начало, то есть требования привилегий или уравниловки, те или иные моральные, религиозные, мировоззренческие, эстетические, политические, национальные, социальные и тому подобные представления, требования. Тем самым правовое, то есть всеобщее и равное для всех значение справедливости подменяется некими особенными и частными интересами, произвольным содержанием, партикулярными притязаниями.
Правовое государство - это своего рода стимулятор для прогрессивного развития общества, превращение его в гражданское общество.
Второй принцип. Правовое государство - это динамичная система общественных отношений, обеспечивающая дальнейшее эффективное развитие государства и общества на основании правового закона.
В свое время К. Маркс писал, что «...государство не может рассматриваться просто как действительность, оно должно рассматриваться как деятельность». Поэтому, когда мы говорим о правовом государстве, то правовая реальность должна быть представлена не только «буквой» закона, но и тем, как реализуется то, что записано в законодательных и иных нормативных правовых актах. Правовая реальность в государстве должна включать в себя сферу активной жизнедеятельности, а именно, процессы целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, на управление и развитие социальных процессов. Без этого невозможно представить правовое государство.
Говоря о праве в правовом государстве, надо прямо утверждать, что право в данном случае, не только совокупность правовых норм, но и их действие (!), практическое регулирование соответствующих общественных отношений. То есть, право необходимо рассматривать не только в статически-нормативном виде, но и в его динамике, как практический регулятор конкретных общественных отношений, в которых и могут быть реализованы правовые предписания. В противном случае правовые предписания будут бездействовать и все больше приобретать фиктивный характер.
Третий принцип. Суть его состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимодействия между государственной властью и подвластными субъектами права, в признании и надлежащем гарантировании формального равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина.
Раскрывая содержание этого принципа правового государства, следует обратить внимание на два самостоятельных направления.
Во-первых, это связанность правовым законом самого государства, его органов и должностных лиц.
Существо требования правового государства заключается в данном случае в том, что право должно рассматриваться в виде такого фактора, который распространяется не только на индивидов, но и на всю политическую систему, в том числе и на государство. «Правление права» в данном случае означает, что государство, все его органы, должностные лица признают приоритет права, подчиняются праву, не могут обходить его предписаний, служат всему обществу, а не какой-то его части и несут политическую, моральную и правовую ответственность перед народом за выполнение взятых на себя обязательств.
Во-вторых, подлинно правовым может быть только такое государство, в котором обеспечено равенство всех его граждан перед законом, незыблемость свободы личности, ее прав и законных интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. Обеспечение свободы личности посредством закона - есть важнейшая функция правового государства.
В связи с этим, одной из важнейших черт правового государства является наличие развернутых юридических процедур, с необходимостью использовать которые могут столкнуться граждане. У гражданина в каждом конкретном случае должен быть набор юридических средств и форм, при помощи которых он мог бы без особых сложностей защитить свои права. И, конечно, любой гражданин должен знать свои права и те средства, с помощью которых он смог бы их защитить в случае нарушения. В этом плане можно привести характерное высказывание О. Де Бальзака: «Ничто так плохо не знаем, как-то, что каждый должен знать закон».
Не менее важна и ответственность личности перед обществом и государством. Правовое государство несовместимо ни со своеволием, ни с безответственностью как со стороны государства, так и со стороны личности - человека и гражданина.
Четвертый принцип. Обеспечение верховенства правового закона возможно только при наличии в государстве определенных организационно-правовых структур, способных решать те задачи, которые поставлены правовым конституционным государством. Такие организационно-правовые структуры должны преследовать цель исключения монополизации власти в руках одного лица, одного органа или социального слоя и обеспечение соответствия всей системы публичной власти требованиям права, их последовательное соблюдение и проведение в жизнь.
Главными из этих условий являются:
во-первых, четкая конституционно-правовая регламентация деятельности государственно-властных структур в соответствии с принципом разделения властей. Верховенство права невозможно без верховенства закона, а верховенство закона невозможно без верховенства законодательного органа. Гегель по такому поводу говорил: «Если законы дурны, то дурны и нравы»;
во-вторых, существенное значение имеет институт конституционного контроля за правомерностью нормативных правовых актов и действий всех ветвей власти. Орган конституционного контроля должен быть отделен от влияния политических структур;
в-третьих, говоря о практических путях формирования правового государства, нельзя забывать о правовой культуре населения и должностных лиц. Можно создать правильные, разумные, прогрессивные законы, но если они не будут соблюдаться или окажутся неизвестными гражданам, то никакого правового государства мы не создадим. Надо иметь в виду высказывание Ш.-Л. Монтескье о том, что: «Самая жестокая тирания - та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости».
Назад | Содержание | Вперед |