7. Неомарксизм и еврокоммунизм
Неадекватность ряда ключевых положений и внутренняя противоречивость марксизма стимулировали попытки его модернизации. Одной из наиболее известных модификаций марксизма в ХХ веке был так называемый неомарксизм, организационно оформившийся в 30-х гг. на базе Франкфуртской школы социальных исследований.
Франкфуртская школа являлась центром притяжения приверженцев марксизма, критически относившихся к капитализму, но в то же время считавших, что идеологи ортодоксально левых партий выхолостили и вульгаризировали диалектический подход к его анализу. Основными методологическими принципами школы были приверженность марксистской диалектике, гуманизму и освобождению человека от всех форм эксплуатации; акцентирование значимости человеческого начала в социальных отношениях.
Ведущие представители неомарксизма Теодор Адорно (1903 - 1969) и Герберт Маркузе (1858 - 1979), спасаясь от гитлеровского режима, перебрались в США и поэтому считаются «немецко-американскими» философами. Они отвергали марксистские положения о классовой борьбе как способе установления диктатуры пролетариата и ленинскую идею «первенства политики над экономикой» и другими сферами общественной жизни. У К.Маркса и его предшественников наследовалось только одно - критическое отношение к буржуазному обществу, которое было перенесено на «поздний капитализм».
Новациями неомарксистов Франкфуктской школы стали два главных положения. Первое: движущей силой революции является не пролетариат, который обуржуазился и интегрировался в капитализм, а «аутсайдеры» - люмпены, безработные, преследуемые национальные и сексуальные меньшинства, радикальные слои студенчества и гуманитарной интеллигенции, нищее население «бедных» стран, противостоящее «богатым» странам. Второе положение: слабое звено буржуазного общества - не власть и государство, а система духовных ценностей - культурных, моральных, религиозных и определяемых ими семейно-брачных отношений. Единственное, что сближало старых и новых марксистов - это понимание морали: все, что способствует революции, - нравственно, что препятствует ей - аморально.
Уже в Соединенных Штатах представители Франкфуртской школы создали так называемую «критическую теорию», в которой подвергли уничтожающей критике главные элементы западной культуры - христианство, власть, семью, традиции, патриотизм, консерватизм, сексуальные ограничения и прочее. Объектом наиболее радикального отрицания явилась традиционная семья во главе с мужчиной-отцом. В ней усматривалось не просто неравенство полов, а политическое неравенство. Такая семья оценивалась как «авторитарная», представляющая собой «авторитарное государство в миниатюре», где «семейный империализм воспроизводит национальный империализм». Т.Адорно даже объявил патриархальную семью «колыбелью фашизма».
Альтернативу западной культуре неомарксисты видели в «сексуальной революции». Г.Маркузе в книге «Эрос и цивилизация» объявил «принцип получения удовольствия» главным принципом жизни. Эта идея была с энтузиазмом встречена в студенческих кампусах Европы. Г.Маркузе стал «культовой фигурой» молодежи. Во время студенческих выступлений в Париже в 1968 году развевались знамена с надписью «Маркс, Мао, Маркузе». Хотя впоследствии Г.Маркузе отказался от наиболее нигилистических положений своей концепции, они оставили заметный след в общественном сознании Запада.
Вариантом неомарксизма были и идеи Антонио Грамши (1891 - 19з7), одного из основателей Итальянской компартии. В ряде работ, особенно в основном труде «Тюремные тетради», написанном в заключении с 1929 по 1935 год, он развивал политико-философский аспект марксизма, расширяя рамки первоисточника и частично ревизуя его. Новаторской была мысль о том, что движущей силой истории является не развитие производительных сил, как утверждал К.Маркс, а конкуренция гегегемоний и культурных моделей, причем не обязательно связанных с экономикой.
Одна из главных тем политической философии А.Грамши - теория гегемонии, которая использовалась для обоснования стратегии перехода к социализму. Смысл этой теории состоял в достижении рабочим классом экономического, политического и идейно-нравственного господства в обществе путем создания «исторического блока» с другими угнетаемыми классами и слоями, внедрения в массовой сознание новой культуры, ориентированной на социалистические ценности.
Важную роль в завоевании рабочим классом господствующих позиций в обществе А.Грамши отводил интеллигенции рабочего класса, по его выражению, «органической интеллигенции». Она должна не просто творить культуру, но и посредством культуры объединять нацию вокруг доминирующего класса, формировать коллективную волю нации. Ее миссию А.Грамши видел и в том, чтобы привлечь в «исторический блок» «традиционную интеллигенцию», доставшуюся от прошлой эпохи.
Согласно теории гегемонии интеллектуальным лидером нации («коллективным интеллигентом») должна стать марксистская партия как выразитель коренных интересов рабочего класса. Именно эта партия, согласно А.Грамши, обладает монополией на истину и подобна божеству (или церкви), которой следует подчиняться.
Оригинальна и разработанная А.Грамши концепция революции как способа достижения рабочим классом полной гегемонии. Он считал, что прямое столкновение со старым режимом и государством, как это было в России в 1917 году, малоэффективно. В условиях гегемонии буржуазии рабочему классу будет трудно взять власть в результате одной, пусть даже и хорошо подготовленной, атаки на капитал. Для овладения господствующими позициями необходима «маневренная война» в политическом обществе и «позиционная война» в структурах гражданского общества, целенаправленная политико-воспитательная деятельность марксистской партии среди широких слоев населения.
В послевоенные десятилетия неомарксизм, распространившийся в значительной степени под влиянием разочарования в опыте «реального социализма», внес заметный вклад в исследование международных отношений второй половины ХХ века. В работах неомарксистов ключевым элементом международной системы (согласно их терминологии, «мир-системы») выступают отношения собственности.
Наиболее известные представители этого направления И.Валлерстайн, А.Франк, С.Амин разрабатывают проблематику экономического неравенства и зависимости в современном мире, социальной дифференциации населения, прежде всего по оси «богатый Север - бедный Юг». Расслоение мирового сообщества на три части - процветающий центр(«ядро»), архаичную периферию и полупериферию, по их мнению, служит главной причиной нестабильности в международных отношениях и источником потенциальных конфликтов. Преодоление этой системы неравенства зависит прежде всего от готовности и способности народов периферии консолидировать свои усилия для борьбы против монополий центра за социальную справедливость и перераспределение богатства. Основные идеи неомарксизма изложены в работе Иммануила Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире», опубликованной в 2001 г. в России.
Согласно концепции И.Валлерстайна, Россия представляет собой полупериферийное государство, которое, несмотря на все попытки его реформирования, не сумело войти в состав ядра «мир-системы», но избежало участи периферийных стран, ставших колониальными придатками наиболее развитых государств. По его мнению, с геополитическим положением и военной мощью России не могут не считаться другие государства.
Будущее человечества видится И.Валлерстайну в мрачных тонах. Он прогнозирует возможность прямых нападений государств маргинализированного Юга на страны на страны «богатого» Севера, захватнических войн между государствами Юга с применением ядерного оружия, нестабильность внутри ядра «мир-системы». Главной же угрозой ядру «мир-системы» И.Валлерстайн считает массовые миграции населения Юга на Север, которые приведут к разнообразным деструктивным последствиям.
Версиями неомарксизма являются «теория зависимости»(Р.Пребиш) и теория «структурного неравенства»(Й.Галтунг). Согласно первой из них благополучие экономически развитых стран основано на эксплуатации ресурсов отсталых и неэквивалентном обмене между богатыми и бедными государствами. Теория « структурного неравенства» усматривает причины межнациональных конфликтов в неравноценном положении одних и тех же государств в различных типах международных структур (экономической, политической, военной и т.п.).
В целом неомарксизм отражал поиск марксистскими и марксистски ориентированными мыслителями «третьего пути», свободного как от буржуазности, отчуждения и манипуляций массовым сознанием, так и от тоталитаризма с присущими ему засильем бюрократии и государственной идеологии.
К неомарксизму близок еврокоммунизм - идейное течение, сформировавшееся в компартиях Западной Европы в 70-80-х годах минувшего века. Еврокоммунисты критиковали претензии КПСС на руководство коммунистическим движением и советскую модель социализма за недостаток политических свобод, стремились к реформированию идейных и политических платформ путем отказа от тезисов «классовой борьбы», «мировой революции», «диктатуры пролетариата» и т.д. Вместе с тем они декларировали свою приверженность марксизму (но не марксизму-ленинизму) и не идентифицировали себя с социал-демократией.
Основные тезисы еврокоммунизма состоят в следующем. 1) Советская модель социалистических преобразований не универсальна; компартии должны в своей деятельности учитывать специфические национальные особенности своих стран. 2) Необходимо объединение всех погрессивных сил (рабочих, крестьян, интеллигенции, студенчества, женщин, служителей церкви, представителей средних классов) во имя демократического и социалистического обновления общества, для изоляции реакционных групп и противостояния «неспособности капитализма удовлетворить общие потребности развития общества» (Леггорнское заявление итальянской и испанской коммунистических партий, июль 1975 г.). 3) Коммунистические партии должны демократизировать свои структуры и ввести внутрипартийные дискуссии. Им следует учитывать влияние изменившихся экономических отношений на структуру классов (сокращение численности традиционного рабочего класса, появление новых групп), чтобы не лишиться своего статуса и поддержки избирателей.
Еврокоммунистическое течение в мировом коммунистическом движении пользовалось значительным влиянием прежде всего в Итальянской, Испанской и некоторое время во Французской компартиях. Его наиболее известные деятели - руководители КПИ Сантъяго Каррильо (автор книги «Еврокоммунизм и государство») и ИКП Энрико Берлингуэр.
Свои теоретические истоки еврокоммунизм усматривал в трудах Антонио Грамши. Он проявился в готовности Итальянской компартии пойти на «исторический компромисс» с христианским демократами, что, возможно, позволило бы ей войти в правительство; в принятии коммунистами Испании пакта Монклоа.
Еврокоммунизм поддерживался также компартиями Нидерландов, Великобритании, Австрии, пользовался влиянием и вне Европы, в частности, в компартиях Японии и Австралии, левых партиях Венесуэлы и Мексики. На него как источник идей перестройки ссылался в своих мемуарах М.С.Горбачев. После исчезновения СССР еврокоммунизм потерял смысл.
Назад | Содержание | Вперед |