4.8. Культура и быт в XIV-XVI вв.

  Литература. Книгопечатание. Публицистика
  Русская литература второй половины Х^ - первой половины ХV в., как и прежде, обращалась к особо важной теме того времени - борьбе русского народа за свержение ордынского ига. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла, посвященные победе Дмитрия Донского над Мамаем, такие как «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др.
  Во второй половине ХV в. новое рождение переживает жанр «хождений» - описаний путешествий. Это явление отражает растущий интерес образованных людей Руси того времени к другим странам, развитие экономических и культурных связей с ними. Особенно интересно «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Попал он в Индию случайно: в конце 60-х гг. ХV в.
  Афанасий поехал на Северный Кавказ для торговли, но стал жертвой грабителей. Возвращение домой сулило незавидную участь неоплатного должника: полное разорение и холопство. В надежде поправить свои дела Афанасий отправился в Иран, а оттуда - в Индию. Только через 8 лет тяжело больной, умирающий Афанасий вернулся на родину. Его произведение написано простым, безыскусным языком. Оно содержит множество интересных наблюдений о жизни и быте Индии.
  Новый культурный подъем вызвало создание единого государства. В первой половине ХVI в. создается культурный кружок вокруг новгородского архиепископа, а с 1542 г. - вокруг митрополита всея Руси Макария. Макарием и его сотрудниками были созданы Великие Четьи Минеи. «Четьими» назывались книги, предназначенные для чтения, в отличие от богослужебных. «Минеями» же называли сборники, где произведения распределялись по тем дням, когда их рекомендуется читать. Это был сборник книг, «чтомых» на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний.
  Важным достижением было начало книгопечатания. Первая типография в России начала работать около 1553 г., но имена ее мастеров не известны. В 1563-1564 гг. Иван Федоров, дьякон одной из кремлевских церквей, и его помощник Петр Мстиславец напечатали на Печатном дворе в Москве первую печатную книгу «Апостол» с выходными данными. Качество печати было очень высоко. Книгопечатание способствовало распространению грамотности. Появляется первый светский учебник. Им стал «Букварь», напечатанный Иваном Федоровым во Львове в 1574 г. Однако даже в ХVII в. печатная книга не вытеснила рукописную, ибо печатали в основном богослужебные книги.
  Важнейшей тенденцией русской общественной мысли была секуляризация (от лат. «мирской, светский»), или обмирщение. Одним из самых своеобразных мыслителей первой половины ХVI в. был Федор Иванович Карпов, дипломат, государственный деятель. Он был рационалистом, искал истину через сомнения. Поток «обмирщения» захватывал порой даже ортодоксальных церковных авторов. Характерен в этом отношении «Домострой», автором или составителем которого был Сильвестр. Слово «домострой» в переводе на современный язык означает «домоводство». В книге мы находим и наставления церковного характера, и советы, как воспитывать детей и наказывать жену, хранить запасы и просушивать платье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей. Согласно «Домострою», и исполнение религиозных обрядов, и следование практическим советам в равной степени являются долгом человека.
  Яркий пример публицистики того времени являет переписка Ивана Грозного и князя Андрея Курбского. Бежав за рубеж, Курбский прислал царю послание (1564), обвиняя его в тирании и жестокости. Грозный ответил. Завязалась переписка. Она привлекает особое внимание, так как Иван Грозный и Курбский были хорошо образованны. По взглядам они были во многом единомышленниками: оба выступали за централизацию государства и за сильную власть. Политическим идеалом Курбского являлась деятельность Избранной рады, Иван же считал истинной монархией монархию деспотическую. По его мнению, все жители страны являлись государевыми холопами. Курбский указывал, что царь отвечает за свою деятельность не только перед богом, но и перед людьми, он не может нарушать права своих подданных, должен уметь находить мудрых советников. И Курбский, и Иван Грозный обладали незаурядными литературными способностями. Например, Курбский называл опричников «кромешниками»: слова «опричь» и «кроме» - синонимы, а поскольку ад - это «тьма кромешная», то опричники - адово воинство. Писаниям царя всегда была присуща ирония, он любил игру слов, его литературный стиль отличается лаконичностью. Двумя-тремя словами он умел создать яркий художественный образ. Вот как он описывает, например, беспутную жизнь монахов Саввино- Сторожевской обители: «А на Сторожех до чего допили! Тово и затворити монастыря некому, по трапезе трава растет».
  Живопись
  В ХIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, возвышенностью человеческого духа. Он умел сильными длинными мазками своей кисти создать эмоциональное напряжение. Люди специально приходили наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало то, что мастер писал свои произведения, не глядя на иконописные образцы.
  Высший подъем русского иконописного искусства связан с именем Андрея Рублева. Точных сведений о его жизни не сохранилось. До нас дошло мало его произведений: знаменитая «Троица», фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина и Троицкого собора в Загорске. Великолепный колорист, А. Рублев создавал умиротворенные композиции. На иконе «Троица» изображены три прекрасных юноши, ведущие неторопливую, дружескую и вместе с тем печальную беседу. Это не бестелесные средневековые ангелы. Их лица полны жизни. Картина написана яркими, сочными красками - синей, красной, темно-вишневой. Любовь к человеку, стремление правдиво передать его подлинные черты и чувства роднят Рублева с выдающимися западноевропейскими художниками эпохи Возрождения.
  К концу ХVI в. выработалось своеобразное художественное направление, сосредоточившее главное внимание на собственно живописной технике. Оно получило название «строгановской школы» по имени известных промышленников и купцов Строгановых, во многом способствовавших развитию этого направления своими заказами. «Строгановская школа» характеризуется замечательным мастерством внешнего исполнения. Внутренний мир изображенных персонажей, раскрытие определенной идеи уходит на задний план. Главное - это стремление изобразить особую, утонченную красоту фигур, одежды. Красота эта искусственна, она мало связана с реальной жизнью. Композиция произведений всецело подчинена внешней красивости. В «строгановской школе» ценилось техническое мастерство, тщательность исполнения. Крупные мастера «строгановской школы» - Прокопий Чирин, Никифор, Истома, Назарий, Федор Савиных.
  Искусство «строгановской школы» возникло как своеобразная реакция на утверждение официального направления в живописи, на строжайшую регламентацию и стандартизацию художественного творчества. В этих условиях мастерство ряда живописцев направилось в сторону чисто технического совершенства. «Строгановская школа» заняла видное место в истории русского искусства, доведя до высокого совершенства технику письма. Произведений мастеров «строгановской школы» отвлекли зрителей от размышлений на собственно религиозные темы и вызывали, прежде всего, эстетическое чувство.
  Зодчество
  В конце ХIV - ХV вв. интенсивное строительство ведется в Москве. По мнению великих князей, столица великой державы должна быть парадной и монументальной. Иван III привлекает для работы итальянских архитекторов - самых умелых в то время. Среди них выделяется болонец Аристотель Фиорованти. В 1476-1479 гг. под его руководством в Кремле был построен Успенский собор - кафедральный храм митрополита всея Руси. Фиорованти взял за образец Успенский собор во Владимире - тем самым подчеркивая, что столицей Руси стала Москва.
  В 1485-1516 гг. под руководством нескольких итальянских мастеров были построены новые кремлевские стены (из кирпича, на белокаменном фундаменте). В Кремле были возведены Грановитая палата для торжественных приемов, Архангельский собор - усыпальница московских великих князей, домовая церковь московских государей - Благовещенский собор (построен псковскими мастерами).
  Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего ХVI в. При Елене Глинской к Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, защищавших центральную часть посада. В конце ХVI в. «городовых дел мастер» Федор Конь возвел кольцо укреплений «Белого города» длиной около 9,5 км с 27 башнями. В самом конце ХVI в. была создана последняя внешняя линия укреплений Москвы - «Скородом», деревянные стены на земляном валу (проходил по линии нынешнего Садового кольца).
  Со второй трети ХVI в. в каменное зодчество проникает из народной деревянной архитектуры шатровый стиль. Его шедевром и одновременно наиболее ранним образцом является церковь Вознесения в селе Коломенском (ныне в черте Москвы). Шатром в архитектуре называют устремление вверх кровли храмов, напоминающее собой четырехгранную или восьмигранную в пирамиду.
  В 1554-1561 гг. архитекторы Постник Яковлев и Барма закончили на Красной площади строительство собора Покрова, что на Рву, посвященного взятию Казани (Казанью русские войска овладели на следующий день после праздника Покрова). Эту церковь по одному из позднее пристроенных приделов, в котором похоронен известный юродивый, чаще называют храмом Василия Блаженного. Это вершина русского зодчества ХVI в. Вокруг огромного центрального шатра располагаются 8 высоких храмов-башен, увенчанных куполами; все они связаны между собой внутренними сводчатыми переходами и окружены обходной галереей. Ни один купол не повторяет другой. Как Москва объединила вокруг себя разные земли Руси, так и центральный шатер объединяет в нерасторжимое единство целое красочное разнообразие отдельных главок.
  Характерные черты русского быта
  Характерными чертами русского быта оставалась консервативность и большая, чем в предыдущие периоды, но все еще незначительная дифференциация: разница в быте между боярами, дворянами и «черными» людьми была скорее количественной, чем качественной. Мало отличались друг от друга городские и сельские жилища. Город был комплексом усадеб, на улицы и переулки выходили не дома, а глухие заборы. В каждой усадьбе была изба, хозяйственные постройки, небольшой огород с садом. Горожане держали скот.
  Жилища, за редким исключением (у самых богатых бояр изредка встречались каменные хоромы), были срубными из сосновых бревен, топились чаще всего по-черному, дым выходил через специальное дымовое отверстие. Каменные печи с дымоходами встречались в самых богатых домах. Дома украшались резьбой. Окна были небольшими, в богатых домах - слюдяные, в бедных - закрытые бычьим пузырем.
  В одежде различий было больше. Знать одевалась богато и разнообразно. Были распространены одеяния из привозных тканей - фландрского сукна, венецианского бархата, атласа, тафты, парчи. Знатные бояре носили собольи и горностаевые шубы с золотыми или серебряными пуговицами. Простолюдины носили шубы из овчины и белки. В моде у аристократии были головные уборы восточного типа - «тафьи», тюбетейки.
  Пища даже у простого населения в то время была обильна и разнообразна. Хлеб ели в основном ржаной, из ржаной муки пекли блины, из пшеничной - пироги и караваи. Ели каши и кисели, из овощей самой распространенной была репа (играла ту же роль, что картофель в современном рационе). Сравнительно недорого было мясо, чаще употребляли баранину. Мясо солили впрок. Рыба употреблялась в пищу свежей, соленой, сушеной и вяленой. Распространенными напитками были квас и морс. Дыни и арбузы использовали засоленными или консервированными в патоке. Особо изыскан был пищевой рацион бояр (приготовленные на вертелах лебеди и гуси, дорогие заморские приправы).
  Резко различалась пища скоромная и постная. Посты продолжались долго, к тому же в каждой неделе постными были среда и пятница, когда запрещалось употребление мяса, коровьего масла и молока.
  Семейный быт строился на основе безоговорочного подчинения главе семьи всех домочадцев - жены и детей. За непослушание следовало телесное наказание. Им подвергали даже бояр, они не считались позорящими. Однако следует учесть, что женщина в то время не была полностью бесправной. Она обладала имущественными правами: муж не мог распоряжаться приданым без ее ведома, а после ее смерти при отсутствии детей оно возвращалось в род покойной. Жена была распорядительницей всего домашнего хозяйства, в богатых домах ей подчинялась вся женская прислуга. Особенно высокое положение в обществе занимали вдовы. Они выступали как своеобразные опекунши своих даже взрослых детей. В своих вотчинах вдовы были полновластными хозяйками, составляли завещания, вели тяжбы с соседями и родственниками-мужчинами.

Назад Содержание Вперед