§ 23. Современное экономическое развитие России

  В 2000 г. президент России В. В. Путин поставил задачу стимулировать динамичное развитие страны путем сочетания рыночных механизмов с усилением государственного воздействия на экономические и социальные процессы. В том же году Центр стратегических разработок во главе с Г. О. Грефом подготовил десятилетнюю программу развития России. Она стала составной частью «Основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», разработанных в возглавленном Грефом Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ). В основу программы легла либеральная экономическая теория. Цель программы - создание рынка, основанного на частной инициативе. Предполагалось продолжить либерализацию экономики, прежде всего путем реструктуризации естественных монополий и поощрения конкуренции, заново отстроить вертикаль власти, провести судебную реформу, ликвидировать сращивание криминального бизнеса с властью, снизить налоги, уравнять условия конкуренции.
  Был взят курс на вытеснение теневой экономики и ликвидацию организованной преступности в хозяйственной и финансово­кредитной сфере. Созданный в конце 2001 г. Комитет по финансовому мониторингу стал отслеживать движение финансовых потоков и выявлять предпринимателей, скрывавших свои доходы или отмывавших «грязные деньги».
  Поскольку «программа Грефа» предполагала сокращение расходов на социальные нужды, распродажу электрических сетей, трубопроводов, железных дорог, лидер КПРФ Г. А. Зюганов назвал ее «третьим планом Барбаросса».
  28 сентября 2001 г. Государственная дума приняла Земельный кодекс, разрешивший куплю-продажу земель не сельскохозяйственного назначения. Согласно кодексу, собственники частных предприятий с 2004 г. обязаны взять в аренду или выкупить территорию, на которой располагаются их объекты. Таким образом, был создан новый источник пополнения государственного бюджета и выплаты внешнего долга.
  В 2002 г. был принят Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который распространил право частной собственности на земли сельхозназначения. С некоторыми ограничениями это право было предоставлено также иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства. Закон преследовал цель стимулировать рост сельскохозяйственного производства путем повышения эффективности землепользования.
  Крупным шагом правительства М. М. Касьянова стала налоговая реформа, начатая в 2000 г. Она включала две действительно новые радикальные меры: переход к твердой ставке обложения доходов (отказ от прогрессивного, т. е. увеличивающегося по мере роста доходов, процента налогообложения) и постепенное сокращение, а в дальнейшем и отмену налога на добавочную стоимость (НДС). Была введена ставка единого налога 13 % (самая низкая в мире), а НДС при ежегодном снижении на один процентный пункт намечено было сократить в 2005 г. до 17 %. Однако уверения правительства в том, что 13 % - это «всерьез и надолго», не могли убедить общество. Налогоплательщики привыкли не доверять государству, которое часто обманывало их своей непоследовательностью. Об этом свидетельствует резкое снижение темпов экономического роста: если в 2000 г. ВВП вырос на 8 %, то в 2001 г.- на 5 %, а в 2002 г.- только на 4,1 %.
  Лишь в 2003 г. из-за благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, от которой пока во многом зависит социально­экономическое развитие России, ВВП вырос на 7,2 %. Премьер- министр М. М. Касьянов незадолго до своей неожиданной отставки назвал 2003 г. «самым лучшим из последних 12 лет». В 2003 г. валовой внутренний продукт РФ достиг 79 % от уровня 1990 г.
  В 2003 г. правительство М. Касьянова утвердило экономическую трехлетку - среднесрочную программу, которая должна была стать руководством к действию для исполнительной власти на ближайшие три года. Сделав вывод, что в России все еще не созданы условия для долгосрочного устойчивого роста, правительство указало на главную причину - чрезмерное административное вмешательство государства в экономическую деятельность. Центральное место в программе заняла задача реформирования государства, начиная с разрушения оставшегося в наследство с прежних времен принципа всеобъемлющего контроля. Вместо него предлагался принцип «невмешательства»: в некоторых сферах государственное регулирование полностью отменить, в остальных - допускать только после того, как его необходимость будет доказана в рамках специальной процедуры.
  Позиция М. М. Касьянова противоречила позиции председателя Совета Федерации С. М. Миронова, который в том же году призвал государство вернуться в экономику, кардинально изменить свою экономическую роль, законодательно закрепить свои стимулирующие, регулирующие, защитные функции. Активную государственную промышленную политику спикер верхней палаты парламента назвал основной предпосылкой ускоренных и устойчивых темпов экономического развития. К «локомотивам» российской экономики, которым государство должно уделить главное внимание, С. Миронов отнес биотехнологию, ракетно-космический комплекс, энергетику, авиационную и нефтехимическую промышленность.
  В конце марта 2004 г. новое правительство РФ во главе с М. Е. Фрадковым взяло за основу своей работы «Сценарные условия социально-экономического развития РФ на 2005 г. и на период до 2007 г.», составленные Министерством экономического развития и торговли (министр Г. О. Греф). Сценарий был разработан, как и несостоявшаяся «трехлетка Касьянова», исходя из зависимости экономики от внешнеэкономической конъюнктуры.
  В ноябре 2001 г. был принят закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», 31 декабря - Трудовой кодекс РФ, 3 июня 2002 г. - закон «О гражданстве РФ», 22 декабря 2004 г. - Жилищный кодекс РФ в новой редакции.
  Вместе с тем итоги современного развития пока не очень утешительны. По данным Всемирного банка реконструкции и развития, весной 2005 г. Россия занимала 16-е место в мире по показателю валового дохода, а при его пересчете на душу населения - всего лишь 97-е. При среднемировом доходе на одного человека 5,5 тыс. американских долларов в год россиянин зарабатывает вдвое меньше - в среднем 2,6 тыс. долларов. Каждый четвертый россиянин по- прежнему живет ниже прожиточного уровня. К середине 2005 г. объем производства в России составлял 53-54 % от уровня 1990 г.
  Усиливается платная составляющая новой экономики. Реформа ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) возлагает на население оплату все бульшего процента стоимости жилья, растет платность медицинских и образовательных услуг. «Монетаризация льгот» (т. е. их отмена с незначительной денежной компенсацией) пенсионеров и других категорий льготников привела в январе 2005 г. к массовым выступлениям пенсионеров в ряде городов страны. Это заставило власти частично пересмотреть свои решения в этой области.
  По данным 2005 г., в России ежегодно умирают 600-850 тыс. человек. Уровень бюджетного финансирования здравоохранения в нашей стране крайне недостаточен, он на порядок ниже, чем, например, в Греции.
  Правительство, постоянно заявляя об «избыточности науки» и ее якобы низкой эффективности, намерено реструктуризировать (читай: сократить) число научных учреждений и вузов в России. Для этого предполагается перевести часть научных учреждений, занятых прикладными исследованиями, на самоокупаемость (т. е. лишить государственного финансирования). Это угрожает дальнейшему развитию науки, образования и культуры в России.

Назад Содержание Вперед