2. Политические партии и партийные системы
Политическая партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и стремящаяся реализовать их путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
Структуру политических партий составляют: лидеры, партийный аппарат, идеологи партий, партийный актив, рядовые члены партий, в случае успеха на выборах — группы парламентариев и членов правительства, которые нередко становятся вторым руководящим звеном партий. Социальная база партий - их сторонники, партийный электорат.
Важнейшие функции партии:
• агрегирование и представительство социальных интересов;
• выработка программных установок и политической линии;
• формирование общественного мнения, политическая социализация граждан;
• участие в борьбе за власть и ее осуществление, в формировании политической системы общества.
Основная политическая функция партий - борьба за власть и ее осуществление. В условиях современной демократизации эта функция включает в себя:
• участие в выборах органов центральной и местной власти;
• парламентскую деятельность партийных фракций;
• политическое рекрутирование;
• управление государством.
Партии классифицируются по следующим критериям:
1) исходя из природы социальной базы выделяют партии, представляющие интересы: отдельных классов (например, буржуазные, рабочие, крестьянские и т.д.); отдельных слоев и групп (например, интеллигенции, мелкой буржуазии, женщин, пожилых людей); этнических групп;
2) по основаниям их деятельности: прагматические (ориентированные на целесообразность), доктринальные (руководящиеся определенной идеологией), харизматические (объединяющиеся вокруг политических лидеров);
3) по отношению к существующему общественному строю и методам выполнения своей программы: консервативные (стремящиеся сохранить общественный строй); реформистские (ориентирующиеся на преобразование общественного строя при сохранении его основ); революционные (отвергающие существующий общественный строй); реакционные (ориентирующиеся на частичный или полный возврат к прежнему строю);
4) по характеру политических действий: умеренные, радикальные и экстремистские;
5) по месту в политическом спектре: правые (отстаивают сильное государство, охраняющее частную собственность), левые (ориентированные на общественную собственность, социальное равенство, выражение интересов трудящихся), центристы;
6) по отношению к режиму: правящие и оппозиционные (легальные, полулегальные и нелегальные);
7) по отношению к другим элементам политической системы: демократические (толерантны к другим партиям и организациям, конкурируют с ними в рамках плюрализма), тоталитарные (стремятся к абсолютному подчинению других политических институтов), авторитарные (ограничивают политические свободы);
8) по организационному принципу и характеру членства: кадровые (малочисленные, отличаются свободным членством и функционируют исключительно для обслуживания выборов); массовые (централизованные образования с уставным членством, преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности, ориентированные на вовлечение в свои ряды максимального числа членов);
9) по способу связи с парламентской фракцией: мягкие (не требующие от депутатов обязательного выполнения партийных директив, в том числе при голосовании) и жесткие (предписывающие парламентариям обязательное солидарное голосование).
Приведенная классификация достаточно условна ввиду возможности оценки одних и тех же партий с различных позиций и по разным основаниям.
Взаимодействующие друг с другом партии и принципы отношений между ними определяют понятием партийная система. Партийные системы структурируют социальные интересы, дают им возможность выразиться на местном и национальном уровнях. Существенное воздействие на формирование партийных систем оказывают конституция и действующее законодательство.
Партийные системы классифицируют по качественным характеристикам и по количественному составу.
В зависимости от характера режима выделяют демократические, тоталитарные и авторитарные партийные системы. С учетом характера межпартийных отношений различают конкурентные и неконкурентные партийные системы.
В зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее, в соответствии со схемой Дж.Сартори выделяют: однопартийные системы с монополией на власть одной партии в условиях тоталитарных режимов; системы с партией — гегемоном по отношению к другим партиям (в бывших социалистических странах Восточной Европы и в настоящее время в Китае); системы с доминирующей партией при малоэффективной оппозиции (в Японии — либерально-демократическая партия, в Индии — Индийский национальный конгресс, в Швеции — социал-демократическая партия); системы «двух партий с половиной», где перевес одной из ведущих партий обеспечивается благодаря коалиции с партией-балансиром (в Германии, Канаде, Австралии); системы ограниченного или умеренного плюрализма с несколькими партиями, неспособными самостоятельно завоевывать поддержку большинства избирателей и потому нуждающимися в партнерстве для создания коалиционных правительств (в Австрии, Бельгии, Нидерландах); системы крайнего (поляризованного) плюрализма с несколькими партиями, объединенными в крупные блоки право- и левоцентристской ориентации, и множеством партий с полярно противоположными ориентирами — анархисты, троцкисты, фашисты (во Франции и Италии); атомизированные партийные системы с десятками и даже сотнями партий (в Малайзии, Боливии).
В последние десятилетия в функционировании партийно-парламентского механизма стран Запада усиливались негативные тенденции, выявленные еще в начале XX века основоположниками современной партологии (науке о партиях) Р. Михельсом и М. Острогорским, — возрастание роли партийного аппарата в ущерб интересам рядовых членов, бюрократизация партийных структур, громоздкость партий, особенно массовых. В результате традиционные партии все больше теряют поддержку общественного мнения, сокращается число их сторонников, растет влияние партий движенческого типа — экологических, женских и прочих. Для новых партий характерны: гибкость и подвижность структур, отсутствие постоянного лидера, открытость и гласность внутрипартийной жизни, практический отказ от профессионального аппарата.
В целом партии как политический институт обеспечивают связь населения с государственными структурами, институционализируют политическое поведение граждан и заменяют стихийные формы общественной активности упорядоченными, находящимися под общественным контролем.
Назад | Содержание | Вперед |