3.3.6. Измеряемы ли способность и одаренность

  Выше уже говорилось, что сторонники личностно-деятельностного подхода к способностям считают, способности можно только в процессе выполнения деятельности действительно, практика обучения показывает, что быстрота, и качество овладения знаниями и умениями, а также конечный уровень достижений в избранном виде деятельности позволяют в определенной мере судить об имеющихся у человека способностях и одаренности. Однако успехи в любой деятельности зависят от многих факторов (мотивов и трудолюбия человека, условий деятельности, мастерства обучающих и т. д.).
  Нельзя забывать о том, что мнения о таланте человека и качестве продукта его труда во многом субъективны. Кроме того, диагностика способностей по уровню достигнутого (постфактум) чаще всего существенна для исторической оценки личности, для текущего момента, чем для будущего, т. е. прогноза. Известны случаи, когда выполнение деятельности не только не способствует обнаружению способностей, но даже мешает этому, маскирует способности. Несоответствующий природным данным стиль обучения, боязнь экзаменов могут приводить к не очень высокой успеваемости, на основании чего делается вывод и о невысокой умственной одаренности учащегося.
  Поэтому правомерны поиски более надежных путей определения способностей без оценки результатов выполнения учебной и профессиональной деятельности, тем более что многие виды деятельности ребенку вообще недоступны вследствие его еще недостаточной физической и умственной развитости.
  Распространено мнение, что с помощью тестов выявляются способности и измеряется степень их выраженности. Считается, что эффективность деятельности характеризует способности. Теоретически это так, однако, фактически это может быть весьма далеко от истины. Дело в том, что измеряется в тестах и фиксируется в деятельности наличный уровень тех или иных возможностей человека (качества, производительность труда, достигаемый спортивный результат и т. д.), которые могут определяться многими факторами (знаниями, умениями, условиями деятельности, качеством орудий труда и т. п.). При наличии благоприятных условий способным и одаренным может показаться человек, таковым на самом деле не являющийся.
  Но и тестирование часто не выявляет способности и уж тем более не измеряет их (поскольку нельзя измерить компонент, который мы не можем выделить из сплава врожденного и приобретенного).
  Однако есть еще один и, по-видимому, самый реальный путь — прогнозирование способностей и одаренности по количеству и степени выраженности имеющихся у человека задатков. При этом необходимо знать, какие задатки относятся к той или иной способности. Измерение степени выраженности у данного человека задатков способностей можно осуществить в лабораторных условиях путем выполнения испытуемыми определенных тестов для выявления задатков, а в ряде исключительных случаев — выявлением задатков путем биохимического и гистологического анализов. Трудно прогнозировать способности и одаренность ко многим видам деятельности (исключая, пожалуй, музыкальную и художественную деятельность) в подростковом возрасте в связи с индивидуальными сроками полового созревания (пубертатного периода).
  То же, очевидно, может происходить и с проявлением познавательных способностей. Известно, что имеются так называемые сензитивные периоды возрастного развития, когда в одном возрасте лучше проявляется какой-то один из психических процессов, а в другом возрасте лучше проявляется уже другой психический процесс. Если в связи с различными сроками полового созревания происходит смещение этих сензитивных периодов, то в этом случае можно сделать ошибку в прогнозе и об уровне развития интеллекта, поскольку, как отмечает И. С. Лейтес, признаком одаренности ребенка чаще всего служит несоответствие развития его ума обычному уровню умственного развития детей его возраста, т. е. опережение возраста.
  Используемые для определения способностей и одаренности показатели должны обладать прогностической силой, т. е. фиксировать не только сегодняшнее развитие ребенка, но и предсказывать, как изменятся эти показатели в будущем, т. е. какой будет уровень развития человека, когда он станет взрослым. Иначе говоря, нужно, чтобы по исходным данным ребенка (по ювенильным признакам) можно было судить о величине тех же показателей в конце заданного периода (о дефинитивных признаках). Показано, что прогностичными являются показатели мышечной силы, прыгучести, выносливости, ростовые, в меньшей степени — вес тела.
  Роль наследственности или влияний среды хорошо обнаруживается при сравнении однояйцевых близнецов, особенно когда их воспитание ведется раздельно, в разных условиях. При отсутствии преднамеренного разного воспитания близнецов их данные оказываются по многим параметрам идентичными, что свидетельствует о роли генетического фактора. Принимая во внимание эти генетические исследования, следует все же учесть ряд моментов. В разные возрастные периоды действие генетического фактора различно по силе.

Контрольные вопросы

  1. В чем состоит сущность личностно-деятельностного подхода к изучению способностей? В чем заключаются его достоинства и недостатки?
  2. В чем состоит сущность функционально-генетического подхода к изучению способностей? В чем заключаются его достоинства и недостатки?
  3. Почему задатки в развитии нельзя считать способностью?
  4. Каковы соотношения между одаренностью и способностями?
  5. Достаточно ли одних способностей, чтобы считать человека одаренным в двигательной деятельности, в частности — в спорте?
  6. Какие имеются взгляды на наличие «общих» и «специальных» способностей и одаренности? Приведите примеры общих и специальных способностей.
  7. Что называется одаренностью, талантом, гениальностью?
  8. Измеряются ли способности и одаренность?
  9. Каковы соотношения между способностями и склонностями?
  10. Ведет ли признание способностей и одаренности врожденными к отрицанию роли деятельности?
  11. Какая разница между способностями и качествами?
  12. Какая разница между компенсацией одной способности другой и компенсаторными отношениями между ними?
  13. Может ли быть полная компенсация одной способности другой?

Литература

  1. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2004, 2007. С. 13-56, 152-159.
  2. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004. С. 221-278.

Назад Содержание Вперед