3.2.4. Периодизация психического развития индивидуальности. Отношение к труду
Формирование положительного отношения к труду, усвоение определенных трудовых навыков и выбор профессии - неотделимые компоненты становления личности. Но процессы эти не тождественны и не одновременны.
В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития.
Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ними поведения.
Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.
Третий этап, охватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста,- предварительный выбор профессии.
Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей. Интересы, способности и ценности проявляются, хотя неявно, на любой стадии выбора.
Практическое применение решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; выбор специальности.
Последовательность этих двух выборов может быть разной.
Уровень социальных притязаний школьника и выбор той или иной конкретной специальности в немалой степени зависят от объективных условий (социальное положение, материальное благосостояние семьи и особенно уровень образования родителей) [25].
Задание
Перечислите, раскройте и охарактеризуйте основные этапы и компоненты профессионального самоопределения.
Назад | Содержание | Вперед |