4.4. Прикладная электоральная география
Выборы важны как форма политического участия населения в государственной жизни, в реализации своего конституционного права, тем самым оказывать влияние на формирование структуры власти. Результаты электорально-географических исследований имеют ценность при планировании избирательной кампании, выработке политических стратегий. Каждая политическая партия, каждый кандидат в депутаты или президенты должен представлять свои шансы в разных районах страны, знать, где необходима активная работа с избирателями.
Важной частью избирательной кампании является ее региональное планирование, выработка региональной стратегии.
1. Оценка важности регионов для данной партии (кандидата).
2. Проводится ранжирование регионов по их электоральным весам, определяются группы значимых и малозначимых территорий.
3. Определяется уровень благоприятности территорий для данной партии.
4. Можно выделить ключевые районы, которым необходимо уделить особое внимание.
Каждая партия, каждый кандидат имеют свой электорально-географический «портрет»:
- районы, в которых они пользуются устойчивой поддержкой;
- районы, в которых они всегда проигрывают;
- есть заведомо благоприятные и заведомо неблагоприятные территории.
При разработке стратегии избирательной кампании делается прогноз географии голосования за данную партию и ее соперников:
- благоприятные районы;
- перспективные регионы;
- самые слабые места.
Отсюда 3 стратегии:
- мобилизация и удержание своего электората (1 -й район);
- перехват избирателей других партий (2-й район);
- работа в слабых местах, чтобы переломить ситуацию (3-й район);
Региональная стратегия включает:
- определение интенсивности агитационной работы в различных районах;
- составление сценариев ведения кампании в различных районах (имидж, темы и ключевые проблемы, методы агитации);
Дифференциация политической рекламы с учетом электоральной культуры:
- в одних регионах активная реклама позитивной программы партии или кандидата;
- в других особое внимание уделить контрагитации против конкурентов.
Составление графика агитационных поездок:
- регионы, где необходимо личное присутствие кандидата;
- последовательность поездок (электорально-географическое ядро тЖТ потенциально перспективные регионы тЖТ регионы с большим электоральным весом);
- цель поездки (тема выступлений, методы агитации и т.д.);
- правильный отбор мест для тематических заявлений, которые должны прозвучать на всю страну (Б. Ельцин, 1991г., Казань: «берите столько суверенитета, сколько можете переварить!»).
При подготовке парламентских выборов решаются и такие вопросы, как:
- оценка шансов кандидатов в одномандатных округах;
- распределение регионов между партийными лидерами в качестве «зон ответственности» (С. Бабурин, Омск);
- определение региональных (групп, лиц) в партийном списке.
Итак, избирательная кампания должна быть обязательно территориально дифференцированной, адаптирована к местным электоральным культурам, их ценностным ориентирам, запросам и проблемам, любимым и запретным темам, видеть территорию, знать где и как себя вести.
Назад | Содержание | Вперед |