§ 4. Государственное управление лесопользованием
Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов основывается на принципах устойчивого управления лесами; сохранения их полезных функций; использования лесов с учётом их экологического значения; обеспечения рационального использования лесов и их воспроизводства, охраны и защиты; недопустимости использования лесов органами государственной власти, местного самоуправления; платности лесопользования.
Субъектами, осуществляющими управляющее воздействие в области лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, являются Российская Федерация и её субъекты, органы местного самоуправления, компетенция которых определяется в ст.ст. 81-84 Лесного кодекса РФ.
Лесоустройство - система мероприятий, обеспечивающих рациональное использование, защиту, охрану и воспроизводство лесов, являющихся необходимым условием устойчивого лесопользования. Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, обороны и безопасности, населённых пунктов, а также на землях особо охраняемых природных территорий.
Лесоустройство осуществляется по заказам органов государственной власти или местного самоуправления на выполнение работ в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Размещение заказа осуществляется путём проведения торгов. Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству регулируются нормами гражданского права.
Лесоустройство проводится в соответствии с Правилами проведения лесоустройства и лесоустроительной инструкцией , в которой отражаются особенности проведения лесоустройства на землях обороны и безопасности и на других категориях земель. Проведение геодезических и картографических работ регулируется Федеральным законом «О геодезии и картографии».
В ходе лесоустройства осуществляются:
1) проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов, особо защитных участков лесов; лесничеств и лесопарков, лесных участков;
2) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
3) таксация лесов (выявление, учёт, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);
4) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения Государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
Лесной план субъекта Российской Федерации является документом лесного планирования, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по освоению лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков, и зоны такого освоения. Лесной план составляется на 10 лет органами государственной власти субъектов Федерации и подготавливается на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, Г осударственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития и документов территориального планирования субъекта Федерации.
Лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до 10 лет, и в нём устанавливаются: 1) виды разрешённого использования лесов; 2) возрасты рубок, расчётная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешённого использования; 3) ограничение использования лесов; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Проект освоения лесов составляется лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и содержит сведения о разрешённых видах и проектируемых объёмах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а также о мероприятиях по строительству и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках, в котором содержится информация: 1) о составе земель, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, их категориях, эксплуатационных и резервных лесах; 4) об особо защитных участках лесов, зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках; 6) о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Информация, содержащаяся в Государственном лесном реестре, является общедоступной, за исключением той, доступ к которой ограничен федеральными законами. Реестр формируется за счёт информации, представляемой лесопользователями, а также органами государственной власти, осуществляющими управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Ведение Государственного лесного реестра осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления.
Государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик и проводится Рослесхозом России наземными и аэрокосмическими способами в целях: 1) выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; 2) оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 3) информационного обеспечения управления в области лесопользования, в области государственного лесного контроля и надзора. Государственный кадастровый учёт лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Государственный лесной контроль и надзор осуществляется в лесах в целях обеспечения лесопользователями, гражданами, другими субъектами лесного права соблюдения лесного законодательства. Должностным лицам, осуществляющим функции по государственному лесному контролю и надзору (инспектору, лесничему), выдаются служебные удостоверения и форменное обмундирование. Решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, являются обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений, но могут быть обжалованы в судебном порядке.
Охрана лесов включает в себя их охрану от пожаров, незаконных рубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесам. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, местного самоуправления и лесопользователями. Если осуществление таких мероприятий не возложено на лесопользователей, органы государственной власти, местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов. При размещении заказа одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений. Если договор не заключен, заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов размещается без продажи лесных насаждений для заготовки древесины.
Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности». В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: 1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолётов, вертолётов, используемых для проведения работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; 2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение), их содержание, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; 3) мониторинг пожарной опасности в лесах; 4) разработка планов тушения лесных пожаров; 5) тушение лесных пожаров.
Меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами на основании проекта освоения лесов.
Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных нанести вред лесам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесённых к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию в соответствии с Федеральным законом «О карантине растений».
Для обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются: 1) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы); 2) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг; 3) работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; 4) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и повреждённых лесных насаждений, очистка лесов от захламления и загрязнения; 5) установление санитарных требований к использованию лесов.
Меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются их арендаторами на основании проекта освоения лесов в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах.
Лесопатологический мониторинг - совокупность действий, направленных на анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесённых к карантинным объектам, который проводится Рослесхозом и является одной из главных задач государственного управления лесным хозяйством. В ходе лесопатологического мониторинга выявляются: 1) лесопатологическое состояние лесов; 2) эффективность профилактических, санитарно-оздоровительных мероприятий, работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; 3) тенденции развития патологических процессов и явлений, а также оценка их возможных последствий.
При лесопатологическом мониторинге проводятся подготовка, обработка и хранение информации о состоянии лесов, рекомендаций по обеспечению санитарной безопасности в лесах; направление информации о необходимости проведения мероприятий по защите лесов.
В целях охраны и защиты лесов осуществляются авиационные работы, а также их радиационное обследование и устанавливаются зоны радиоактивного загрязнения. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу России или красные книги субъектов Федерации, может запрещаться или ограничиваться деятельность, негативное воздействие которой приведёт или может привести к сокращению численности таких растений, ухудшению среды их обитания.
Отчёт об охране и защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими лесопользование, в органы государственной власти, местного самоуправления.
Воспроизводство лесов осуществляется в отношении вырубленных, погибших, повреждённых лесов путём лесовосстановления и ухода за лесами органами государственной власти и местного самоуправления.
Лесовосстановление проводится путём естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется их арендаторами в соответствии с Правилами лесовосстановления.
Лесоразведение осуществляется для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связанных с повышением потенциала лесов, в соответствии с Правилами лесоразведения.
Уход за лесами - мероприятия, направленные на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия), которые осуществляются лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов в соответствии с Правилами ухода за лесами.
Отчёты о воспроизводстве лесов и лесоразведении представляются лесопользователями в органы государственной власти, местного самоуправления в пределах их полномочий.
Лесная декларация - заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, подаётся ежегодно в органы государственной власти, местного самоуправления лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и должна содержать сведения обо всех видах использования лесов. Отчёт об использовании лесов (об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре) представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, местного самоуправления ежеквартально.
Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства рассматривается как установленная государством и предусмотренная санкцией юридической нормы мера принуждения, применяемая к лицу, совершившему лесонарушение. Под лесонарушением понимается противоправное, как правило, виновное, деяние, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения вреда лесам, нарушающее правила лесопользования, охраны и воспроизводства лесов. В зависимости от того, нормами какой отрасли права, предусматривающими юридическую ответственность за конкретное деяние, охраняется нарушенное лесное отношение, деяние может квалифицироваться как гражданское, административное, дисциплинарное или уголовное правонарушение (преступление).
Назад | Содержание | Вперед |