§ 3. Возникновение, переход и прекращение права лесопользования
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса РФ лесопользование может осуществляться гражданами и юридическими лицами на следующих правах:
1) право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;
2) право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);
3) право аренды лесных участков;
4) право пользования лесными ресурсами на основе договора купли-продажи лесных насаждений;
5) право безвозмездного срочного пользования лесными участками;
6) право общего лесопользования.
Перечисленные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством, законодательством о концессионных соглашениях, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Методическими рекомендациями об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними.
На праве постоянного (бессрочного) пользования согласно ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в порядке, предусмотренном земельным законодательством. В соответствии со ст. 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, казённым предприятиям (в том числе муниципальным), центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и местного самоуправления. Право постоянного (бессрочного) пользования сохраняется у тех граждан и юридических лиц, которые получили его в соответствии с ранее действовавшим Лесным кодексом РФ.
Основаниями возникновения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками являются решения органов государственной власти, местного самоуправления, обладающих правом предоставления таких участков. Определяющим фактором в разграничении компетенции федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в рассматриваемой области правового регулирования являются правомочия пользования, владенияи распоряжения лесными участками, расположенными на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), как указано в ст. 9 Лесного кодекса РФ, возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Кодексом. Кроме названной статьи Кодекса, понятие сервитута в Кодексе больше не встречается, порядок и условия его установления и прекращения не устанавливаются. Следовательно, основания, порядок и условия установления и прекращения права ограниченного пользования лесными участками (лесных сервитутов) в полном объёме регулируются гражданским и земельным законодательством.
Статья 274 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного (соседнего) участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитуты могут устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком, и он вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Отличительный признак понятия сервитута по гражданскому праву, отмечает В.К. Быковский, состоит в том, что его сторонами являются собственники недвижимости, поэтому, с его точки зрения, данное определение не подходит для характеристики лесных сервитутов, которые имеют специфическую природу. Далее на основе того, что частный лесной сервитут не закреплён в земельном и гражданском законодательстве, цитируемый автор делает вывод о том, что данный вопрос следует признать неурегулированным, что является упущением законодателя . Такая позиция представляется малоубедительной. Лесные участки, как отмечалось, могут находиться не только в федеральной собственности, но и в собственности субъектов Федерации, муниципальной и частной собственности. Поэтому вполне возможна ситуация, при которой у одного собственника лесного участка возникнет необходимость ограниченного пользования смежным или иным лесным участком, принадлежащим на праве собственности другому субъекту права собственности.
Вместе с тем нельзя не отметить, что законодатель, говоря о праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитуте), вполне обоснованно, как представляется, не называет его «лесным сервитутом». Действительно, во-первых, с формально-юридической точки зрения было бы достаточно странно, если бы лесной сервитут не регулировался бы нормами лесного права, и основания, условия, порядок его установления и прекращения опосредовались бы нормами только гражданского и земельного права. Во-вторых, при установлении права ограниченного пользования чужими лесными участками у лица, в пользу которого такой сервитут установлен, имеется необходимость ограниченного пользования именно земельным участком, пусть даже и лесопокрытым, а не лесными ресурсами. Такому лицу не важно, земли ли это лесного, водного фонда, сельскохозяйственного или иного назначения, важен сам земельный участок как базис для ведения той или иной деятельности.
Основанием возникновения частного сервитута, в том числе и права ограниченного пользования чужими лесными участками, согласно ст. 274 Гражданского кодекса РФ и лесному законодательству является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего лесного участка. Основанием возникновения публичного сервитута в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса РФ могут являться закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации, субъекта Федерации, нормативный правовой акт органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных, в том числе лесопокрытых, участков.
Как частные, так и публичные сервитуты в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация сервитутов согласно ст. 27 Закона проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервиту-те. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.
Право лесопользования может возникать также на основании заключения двух видов лесных договоров: договора аренды лесного участка и договора купли-продажи лесных насаждений. Оба эти договора характеризует то, что одной из сторон выступает орган государственной власти Российской Федерации, субъекта Федерации, местного самоуправления, обладающие государственно-властными полномочиями. Поэтому в таких договорах всегда присутствует элемент публичноправовых отношений.
К обоим видам договоров согласно Лесному кодексу РФ применяются положения Гражданского кодекса РФ о договорах соответственно аренды и купли-продажи, если иные правила не предусмотрены Лесным кодексом РФ. Исключения из общих правил, опосредующих заключение и исполнение договоров, предусмотренных лесным законодательством, отражают наличие в них публично-правовых начал. Это свидетельствует о необходимости применения норм гражданского, земельного и в известной степени административного права в регулировании лесных отношений, притом что ведущая роль в регулировании лесных отношений принадлежит лесному законодательству.
Договоры, заключаемые с участием государственных и муниципальных образований по сравнению с гражданско-правовыми договорами, имеют следующие особенности:
- для возникновения, развития и прекращения данных правоотношений требуется специальное указание в законе;
- основные условия возникновения, развития и прекращения таких правоотношений определены специальными нормативными правовыми актами и в меньшей степени зависят от волеизъявления сторон, чем при заключении сделок между гражданами и юридическими лицами;
- цена сделки для возмездных договоров определяется по методикам расчётов, установленным специальными нормативными правовыми актами;
- присутствует элемент наделения одного из субъектов таких правоотношений властными полномочиями по отношению к другой стороне сделки;
- законодательно определены сроки принятия решения о заключении таких сделок.
Основным договором в сфере лесопользования является договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и прошедшего государственный кадастровый учет. По этому договору арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одного или нескольких видов лесопользования, предусмотренных Лесным кодексом РФ.
Договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, за исключением случаев:
1) лесопользования, не связанного с извлечением лесных ресурсов:
- выполнение работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых;
- строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов;
- строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины при выполнении работ, целью которых не является заготовка лесных ресурсов:
- геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
- строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов;
- строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
- переработка древесины и иных лесных ресурсов.
Предоставление лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий и землях обороны и безопасности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и земельным законодательством.
Существенными условиями договора аренды лесного участка являются: а) сведения о лесном участке, позволяющие его однозначно идентифицировать; б) срок договора; в) виды использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду; г) размер арендной платы, условия и сроки её внесения; д) объёмы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.
В договоре также указываются следующие условия: а) права и обязанности сторон по договору, в том числе обязанности по охране, защите и воспроизводству лесов; б) ответственность за нарушение условий договора, в том числе неустойки (штрафы, пени); в) основания и порядок расторжения и изменения договора; г) сведения об обременении, ограничении использования лесного участка.
На срок от 10 до 49 лет заключается договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
На срок до 49 лет договор аренды лесного участка заключается в следующих случаях:
1) использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых;
2) использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов, других линейных объектов;
3) заготовка древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям без проведения конкурса, для использования лесов в целях:
- выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых;
- строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов;
- строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
- переработки древесины и иных лесных ресурсов.
На срок от 1 года до 49 лет договор аренды лесного участка заключается в целях использования лесов для:
1) строительства и эксплуатации водохранилищ, искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов;
2) переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешённого использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
Подготовка и заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальных образований, осуществляются органами государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления.
Федеральным агентством лесного хозяйства подготовка и заключение договоров аренды осуществляются в случаях, если органам государственной власти субъектов Федерации не переданы полномочия по предоставлению в аренду лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Федерации, а также полномочий по организации и проведению аукционов. В эти же органы лицо, заинтересованное в получении права аренды, подаёт заявление, если законом предусмотрено заключение договора без проведения аукциона.
При заключении договора аренды лесного участка по результатам аукциона изменение его условий по соглашению сторон или по требованию одной из них не допускается. Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
По договору аренды лесопользователь уплачивает арендную плату, размер которой устанавливается в договоре. Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, который устанавливается отдельно для лесопользования, как связанного с изъятием лесных ресурсов, так и не связанного с их изъятием.
Ставки платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находится лесной участок, предоставляемый в пользование.
Договор купли-продажи лесных насаждений заключается в целях продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления в пользование лесного участка. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, за исключениями, установленными Лесным кодексом РФ.
Существенными условиями договора являются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объём подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать 1 год.
Подготовку договора, а также заключение договора по результатам аукциона по продаже права на заключение договора или без проведения такого аукциона осуществляют:
1) органы государственной власти субъектов Федерации - в отношении лесных насаждений, расположенных: на землях, находящихся в собственности субъектов Федерации; на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий на заключение договоров купли-продажи и проведение аукционов передано органам государственной власти субъектов Федерации;
2) органы местного самоуправления - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований;
3) Федеральное агентство лесного хозяйства - по лесным насаждениям, расположенным на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий на заключение договоров купли-продажи и проведение аукционов не передавалось органам государственной власти субъектов Федерации;
4) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых территорий федерального значения;
5) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обороны, безопасности, - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
Договор заключается по результатам аукциона, за исключением случаев размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, или заготовки древесины гражданами для собственных нужд. Подготовка и заключение договора осуществляются по форме примерного договора купли-продажи лесных насаждений, который заключается в письменной форме путём составления одного документа, подписанного сторонами.
Исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов Федерации. К таким исключительным случаям, например, в Томской области относятся: 1) заготовка древесины для собственных нужд бюджетных учреждений, сельскохозяйственных организаций и предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств; 2) рубка лесных насаждений, повреждённых в результате событий чрезвычайного характера (бурелом, ветровал, пожар и другие стихийные бедствия), негативного воздействия вредных организмов; 3) рубка на землях населённых пунктов лесных насаждении, представляющих опасность.
Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений гражданам для собственных нужд, размеры платы за заготавливаемую древесину, а также нормативы заготовки гражданами древесины устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации.
Название платы по договору купли-продажи ранее определялось по-разному. В литературе, как отечественной, так и зарубежной, применительно к древесному ресурсу встречаются различные термины, включая «цена древесины на корню», «попенная плата» («Stumpage price»), «лесные таксы». В Лесном кодексе РФ 1997 г. использовался термин «лесная подать». Ставки платы за единицу объёма древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Федерации.
И арендная плата, и плата по договору купли-продажи являются по правовой природе гражданско-правовыми. Государство, как собственник леса, выступает стороной частноправового договора и предоставляет в пользование данный природный ресурс. Тот факт, что Лесной кодекс РФ специально указывает на применение к возникающим отношениям положений о договорах аренды или купли-продажи, свидетельствует о гражданско-правовой форме данных платежей.
Право безвозмездного срочного пользования лесным участком
предоставляется только гражданам, возникает и прекращается в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством с учётом требований Лесного кодекса РФ. Порядок предоставления права безвозмездного срочного пользования лесным участком регламентируется ст. 24 Земельного кодекса РФ. В безвозмездное срочное пользование лесные участки могут предоставляться, например, для ведения сельского хозяйства, осуществления религиозной деятельности.
Ограничение использования лесов в соответствии со ст. 27 Лесного кодекса РФ допускается только в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, другими федеральными законами. Лесным кодексом РФ установлены следующие ограничения использования лесов: 1) запрет на осуществление одного или нескольких видов лесопользования, предусмотренных лесным законодательством; 2) запрет на проведение рубок; 3) иные установленные Кодексом, другими федеральными законами ограничения использования лесов.
Например, земли заповедников и леса, расположенные на указанных землях, имеют ограниченный режим использования. Так, ст. 103 Лесного кодекса РФ прямо запрещает в них проведение рубок лесных насаждений.
Приостановление использования лесов в случаях, предусмотренных КоАП РФ, осуществляется в судебном порядке. Статья 8.12 КоАП РФ, например, предусматривает возможность административного приостановления деятельности в случае нарушения порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования. В иных случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, местного самоуправления.
Прекращение права лесопользования (постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), аренды лесных участков, а также безвозмездного срочного пользования лесными участками) допускается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством о концессионных соглашениях и земельным законодательством. Дополнительным основанием прекращения права лесопользования и расторжения договора аренды лесного участка может являться невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части их охраны и защиты.
Назад | Содержание | Вперед |