1. Аксум
Название «Эфиопия» происходит от греческого слова «Айтьопия» и означает «страна людей с обоженными лицами». Оно есть и в Библии, именно отсюда слово взято для названия страны в самой Эфиопии. Другое название — «Абиссиния», также встречается на географических картах, в европейских и арабских источниках.
Территория Эфиопии, на которой находилось государство Аксум, была заселена издревле, примерно с XX по V в. до х. э. Эфиопское нагорье было в самом центре расселения кушитских племен, территория которых на севере достигала Египта, а на юге — Танзании. В V в. до х. э. на территорию современной Эфиопии переселяются жители Южной Аравии. Они участвовали в создании первого в Эфиопии государства (V—IV вв. до х. э.), о котором сообщают надписи на древнем южно-аравийском языке.
Приблизительно с I в. х. э. происходит процесс обособления новой этнической группы и обретения ею политической независимости от южно-арабских государств. В это время был основан г. Аксум и в нем размещена резиденция правителей. Тогда же с полным основанием можно уже говорить о новом государстве. Оно имело своими соседями большие государства Мероэ в Нубии и Сабу в Южной Аравии.
Период с I по IV в. называют дохристианским периодом Аксума. Он характеризуется в целом постоянным ростом экономического и политического значения государства и расцветом культуры.
Дошедшие до нас надписи аксумских царей повествуют о походах, покорении окрестных стран и народов. Из них мы узнаем, что во владения царей Аксума входили северные области нынешней Эфиопии и почти вся Эритрея. В итоге всех этих завоеваний создалась обширная держава, крупнейшая на Африканском континенте (после Римской империи). Аксум наряду с Римом и Ираном распространяет свое влияние на огромный Аравийский полуостров. Столицей государства был город Аксум. Крупнейшим торговым центром страны — порт Адулис.
Аксумский царь считался родным сыном или прямым потомком бога Махрема. Неизвестно, воздавались ли царю божественные почести еще при жизни, но после смерти его могила становилась предметом культа. Склепы аксумских царей до сих пор почитаются как религиозные святыни.
В период первого расцвета Аксумского царства его цари принимают высший титул нгусэ нэгэст, то есть царь царей. Этим подчеркивалось их высшее положение по отношению к подчиненным им правителям, показывалось превосходство над независимыми царями соседних стран: лишь император Римский, шаханшах Ирана и царь Северной Индии оказывались особами равного ему ранга.
Постепенно царь приобретает невиданную прежде административную власть. Его воля все больше становится законом, приравнивается к освященному обычаем правопорядку. В период расцвета Аксумского царства царь начинает вмешиваться в порядок передачи власти в вассальных владениях Аксума.
Царь являлся военным предводителем аксумитов и военачальником аксумского ополчения. В то же время он был верховным главой аксумской общины: принимал иноземные посольства и в общении с богами также выступал представителем всего народа.
Аксумское общество жило в основном натуральным хозяйством. Но в известных пределах развивались товарные отношения. Сравнительно высокое ремесло Аксума предполагает значительное разделение труда. Часть ремесленных изделий могла превращаться в товар и продаваться на местных рынках.
По-видимому, аксумский царь считался верховным собственником всех земель, но не известно, в какой мере он осуществлял это право. Вполне вероятно, что уже тогда появились наделы «царской земли», которые обрабатывали аксумские крестьяне, и урожай с которых поступал в царские зернохранилища.
В Древнем Аксуме существовало рабство. Однако не следует преувеличивать ни степени его развития, ни значения в жизни общества.
В III в. Аксум начинает чеканку собственной монеты. Причем аксумские цари сразу же пустили в обращение три металла: золото, серебро и медь (бронзу). Этим они поставили себя в один ряд с величайшими монархами тогдашнего мира.
Аксум вышел на арену мировой политики. Это становится совершенно очевидным в царствование Эзаны (~ 325—375 гг.). Эзана был одним из выдающихся государственных деятелей и наиболее известным из царей Аксума. Он расширил свои владения вглубь страны, дойдя со своими войсками до Нила, он подчинил царство Мероэ в междуречье Белого и Голубого Нила, а также царства Южной Аравии — Химьяр, Райдан и Сабу. В его царствование была создана система слогового письма, которая сохранилась в Эфиопии до наших дней. Эзана ввел в своем государстве христианскую религию и заключил союз с Византией. В наиболее крупных городах, расположенных между Аксумом и Красным морем, были построены христианские храмы.
В VI в. Аксум представлял собой значительную политическую и экономическую силу на побережье Красного моря. Он энергично вмешивался в дела Аравийского полуострова. Этот век известен историкам как последний период могущества и пышного процветания Аксумского царства.
В борьбе между Византией и Персией за так называемую «дорогу благовоний» победительницей оказалась Персия. Аксум, утратив прежнее влияние в Южной Аравии и контроль над красноморским торговым путем, оказался лишенным чрезвычайно важного источника своего процветания.
В последующие два столетия мусульмане, перехватив инициативу у Персии, забрали в свои руки богатейший торговый путь. Они укрепили свои позиции на африканском побережье Красного моря, нанеся этим решающий удар Аксумскому государству.
Государство ослабло экономически. А вследствие роста могущества соседей оно лишилось и части своих территорий. Произошло также ослабление центральной власти. Вспыхнувшие в дополнение ко всему внутренние беспорядки нанесли Аксуму окончательный удар. Прежнее население страны, оттесняемое от побережья, перемещалось все более на юг, неся с собой вглубь континента свою цивилизацию, язык и религию — христианство.
Назад | Содержание | Вперед |