3. Халифат Аббасидов
Аббасиды выступили как мстители за жестокости, совершенные Омейядами. Но они сами превзошли Омейядов в жестокостях и кровопролитии после того, как одержали победу. Они захватили всех Омейядов, которых сумели найти, и убили их самым варварским образом.
Период правления Аббасидов (750—1258 гг.) был довольно ярким в арабской истории. Они получили в наследство огромное государство, в состав которого входили Северная Африка, Аравия, Передняя Азия, Ирак, Иран, значительные территории в Закавказье и Средней Азии. Однако они потеряли Испанию. Там Омейяды в 756 г. образовали самостоятельный эмират, который в X в. был преобразован в халифат.
Империя разделилась на части. Халиф не являлся больше главой всего мусульманского мира. Он больше не был «повелителем всех правоверных». Ислам не был больше единым, а испанские арабы и Аббасиды относились друг к другу с нескрываемой неприязнью.
При Аббасидах в большинстве стран Халифата по-прежнему преобладала государственная собственность на землю и воду. В то же время быстро стала развиваться форма условной земельной собственности — икта (по-арабски «надел»). Икта давалась в пожизненное или временное держание служилым людям. Первоначально икта означала лишь право на ренту с земли, потом она превратилась и в право распоряжения этой землей, достигнув наибольшего распространения с начала X в. Возникли в Халифате и земельные владения мусульманских религиозных учреждений — неотчуждаемые вакфы.
По признаку податного обложения вся территория делилась на земли, облагаемые хараджем (в основном они принадлежали государству), земли, облагаемые ушром, то есть «десятиной» (чаще всего это были мульковые земли), и земли, освобожденные от обложения (к ним относились земли вакф- ные, земли халифской фамилии и икта). Рента с последних целиком шла в пользу землевладельцев.
Столица Аббасидского халифата была перенесена из Дамаска в летнюю резиденцию персидских царей Багдад. Багдад стал огромным городом дворцов и общественных учреждений, школ и медресе, больших магазинов, парков и садов. Купцы вели громадную торговлю и с Востоком, и с Западом. Управление становилось все более и более сложным. Многочисленные правительственные чиновники поддерживали постоянную связь с далекими краями империи. Правительство было разделено на множество департаментов. Эффективная почтовая служба связывала столицу со всеми уголками империи. Больниц было множество. В Багдад приезжали со всего мира студенты, ученые, художники, так как было известно, что халиф гостеприимно принимает всех, кто образован и искусен в художестве.
Багдад и владения Аббасидов в те времена далеко опережали Европу, за исключением арабской Испании, в торговле и развитии образования.
Период Аббасидов особенно интересен, поскольку в это время начинает расти значение науки. В некоторых отраслях, таких как медицина и математика, они многому научились у Индии. Многому, например, изготовлению бумаги, арабы научились у Китая. Но на основе знаний, заимствованных у других, они предпринимали собственные исследования и совершили ряд важных открытий. Первый телескоп и первый морской компас были изготовлены арабами. Арабские врачи и хирурги славились во всей Европе.
В арабском мире существовало много университетских центров, где процветала интеллектуальная жизнь, — среди них были Каир, Басра, Куфа. Но над всеми этими знаменитыми городами возвышался Багдад, «столица ислама, око Ирака, трон империи, центр красоты, культуры и искусства». Так описывает его один арабский историк. Население Багдада превышало 2 млн человек.
Обычай носить чулки и носки возник в Багдаде, среди его богатых жителей. Чулки называли «моза». Французское «chenise» происходит от «камис» — рубаха. И камис, и моза были заимствованы у арабов византийцами в Константинополе, а оттуда распространились в Европе.
В 1258 г. монголы положили конец существованию великого и знаменитого города Багдада. Он превратился в груду пепла и пыли, и большая часть его двухмиллионного населения была мертва.
Арабы всегда были великими путешественниками. Они основали колонии вдоль побережья Индии, в Китае, в малайских странах и в Африке.
Арабы были также историками, и мы многое знаем о них из книг и историй, написанных ими самими.
Можно заметить, что среди арабских философов были далеко не одни природные арабы. На первые места из них следует поставить ар-Рази (868—923 гг.), Авиценну (Ибн Сина, 980—1037 гг.), Бируни (973—1050 гг.) и Аверроэса (Ибн Рущд, 1126—1198 гг.). Первый из них был перс, второй и третий — хорезмийцы, последний, возможно, арабизированный испанец.
Ар-Рази и Авиценна были также величайшими медиками своего времени, а Авиценна внес много нового и в другие науки. Следует также отметить выдающегося мыслителя Ибн Халдуна (1332—1406 гг.). Это был историк-теоретик, рассматривавший развитие человеческого общества как природный процесс и впервые попытавшийся объяснить ход истории социологическими и климатическими факторами.
Начиная с IX в. Арабский халифат переживал процесс постепенного политического распадения. Этому способствовали следующие обстоятельства: различный уровень экономического развития стран Халифата, сравнительная слабость экономических и этнических связей между ними, рост крупной земельной собственности за счет государственных земель.
Усиливался политический сепаратизм местных крупных землевладельцев. Огромная империя стала распадаться на ряд самостоятельных, независимых, постоянно враждующих друг с другом государств Алидов, Саффаридов, Саманидов, Аль- моравидов, Фатимидов, Айюбидов и т. д. Такое положение продолжалось до начала XVI в., когда арабские страны подверглись турецкому нашествию.
Назад | Содержание | Вперед |